Gratis verzending vanaf €35,-
Unieke producten
Milieuvriendelijk, hoogste kwaliteit
Professioneel advies: 085 - 743 03 12

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Чтение | Философия

Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это очень научное, но в то же время легко воспринимаемое эссе.

Ричард Рорти [1] и Раймонд Мартин [2] сделали не совсем неточное, хотя и несколько упрощенное утверждение, что «разум» (или сознание), как мы понимаем его в настоящее время на Западе, является изобретением философии 17-18-го века. Безусловно, начиная с эпохи Просвещения и позже, преобладающие теории разума и сознания, которыми оперируют западная философия, теология, психология, когнитивная наука, нейронауки и популярная культура, возникли на основе этого интеллектуального наследия. Вследствие влияния научной революции на то, что часто называют «западной парадигмой», эти теории вращались вокруг «трудной проблемы»: что такое связь разума и тела и как можно объяснить существование нематериального разума по отношению к материальному телу? Поскольку наш разум и наше сознание, которые кажутся нематериальными, также вовлечены в работу нашего материального тела-мозга, то каким образом наш нематериальный ментальный опыт связан с материальным миром, с которым он взаимодействует? В «cogito ergo sum» (прим. ред. “я мыслю, следовательно, я есмь”) Декарта были впервые установлены параметры этой проблемы путем определения соответствующих онтологических категорий «разум» и «тело», основанных на «ясной и отчетливой» данности сознательного опыта, который является явно нематериальным, осознающим себя, субъективным, целенаправленным и свободным, в отличие от физического тела, которое является материальным, бессознательным, объективным, бесцельным и предопределенным (за исключением тех случаев, когда оно оживляется разумом, который «обитает» в нем [3]. Это различие породило и другие дихотомии, такие как материальное/нематериальное, субъект/объект, частное/общественное, свободное/детерминированное и естественное/сверхъестественное. Будучи отцом-основателем научной революции, Декарт понимал, что это разделение было неизбежным побочным продуктом ее натуралистических исходных предпосылок и методологии, которые изгнали дух, разум, смысл, предназначение и ценности из сферы действия физической науки, а при принятии в качестве формальной натуралистической метафизики в конечном итоге полностью изгнали бы их из реальности.

Таким образом, «трудная проблема» разум-тело / ментальное-физическое [4] стала и продолжает оставаться проблематичной дихотомией в западной парадигме, и ни одна область знаний или профессиональная практика не остается незатронутой ею. Одним из следствий этого является то, что современная философия сознания была сконфигурирована тремя общими «зонтичными» теориями «дуализма» (что разум и тело являются двумя различными сущностями или элементами [5]), «материализма» (что физический мир, описываемый современной наукой, является единственной реальностью, и то, что мы называем сознанием, является просто нейрохимической активностью мозга или неким эпифеноменом этой активности) — вероятно, все еще наиболее популярный взгляд в наш век господства науки [6]— и «идеализм» (что то, что мы называем физическим миром, на самом деле является аспектом сознания, которое является единственной и фундаментальной реальностью [7]). Четвертый вариант, иногда называемый «нейтральным монизмом» (что существует некая неопределенная конечная основа для всех измерений реальности — психической, физической и любой другой — которая охватывает все эти измерения, не сводясь ни к одному из них [8]), также появлялся в разное время в истории западной мысли, но до недавнего времени привлекал относительно мало внимания.

Опять же, учитывая парадигмообразующий престиж науки в западной интеллектуальной культуре, различные материалистические философии разума продолжают оставаться популярными, возможно, доминирующими, в современном дискурсе. Поскольку наука становится все более влиятельной не только как узкий метод для решения определенных ограниченных проблем и проектов (методологический натурализм [9]), но и как своего рода великая теория, исчерпывающе описывающая природу всего сущего (метафизический натурализм или сциентизм [10]), разум-сознание, соответственно, стал рассматриваться как физическое явление или субстанция, полностью описываемая с помощью научных категорий. Некогда популярный дуалистический взгляд, отстаиваемый такими философами, как Декарт, постепенно, на протяжении 18-го и 19-го веков, уступил место более материалистическим теориям разума, среди которых такие теории, как «теория тождества» (что ментальные состояния — это просто состояния мозга[11]), «бихевиоризм» (что то, что мы называем ментальными состояниями, на самом деле является формами физического поведения[12]) и «эпифеноменализм» (что ментальные состояния — это несущественный остаточный побочный продукт или «тень» физических состояний[13]). В последнее время это достигло кульминации в группе теорий, подпадающих под зонтичный термин «элиминативизм», который предполагает, что само понятие сознания должно быть либо объяснено в терминах некоторых поведенческих или физических процессов, поддающихся научной количественной оценке, либо отброшено как своего рода иллюзия, порожденная мозгом [14].

Однако за последние несколько десятилетий многочисленные логические и эмпирические критики материализма приобрели все большее влияние в философии сознания и исследованиях сознания, несмотря на сохраняющуюся культурную популярность сциентизма и материалистической метафизики. Представители когнитивных и нейронаук отмечают, например, что, несмотря на многолетние исследования, фиксирующие точные корреляции между ментальными состояниями и физическими состояниями мозга, в физических науках до сих пор отсутствует какая-либо эмпирически жизнеспособная теория дающая объяснение тому, каковы причинно-следственные связи, и какие механизмы задействованы. Философы отмечают, что, вопреки утверждениям материалистов о том, что сознательный опыт сводим к некоей физической сущности или силе, описываемой физическими науками, сознание все же остается за пределами возможностей науки определить, измерить или описать каким-либо последовательным физическим способом. Мысли, чувства, воображение и т.д. не обладают различимым объемом, массой, зарядом или каким-либо физически измеримым свойством, которые можно было бы квалифицировать как физические сущности, поддающиеся проверке научным методом.Также нет никакого объяснения более эпифеноменальному утверждению материалистов о том, что сознание является побочным продуктом материальных процессов, поскольку нет никакого научно определяемого или логически разумного способа, с помощью которого нечто нематериальное (например, разум) могло бы волшебным образом появиться из материального мира. Сознание, похоже, является неоспоримым аспектом реальности, который нельзя объяснить с помощью каких-либо количественных или эмпирических материальных объяснений.

В результате этих проблем философия разума на Западе с конца 20-го века начала создавать все больше теорий, которые имеют тенденцию к идеализму — даже если большинство и не желает принимать его в полной мере. Панпсихизм, например, еще один обобщающий термин для группы популярных в последнее время теорий, которые пытаются примирить научный материализм с сознанием как фундаментальной реальностью. Панпсихизм — это общий тезис о том, что разум-сознание, хотя онтологически и отличается от остальной физической вселенной, тем не менее составляет ее неотъемлемую часть, и ряд выдающихся нейроученых и философов, в прошлом материалистов, расширили свои метафизические взгляды, чтобы принять его.  Дэвид Чалмерс (придумавший термин «трудная проблема») [15], исследователь мозга Кристоф Кох [16] и выдающийся философ Гален Страусон [17] — бывшие материалисты, ставшие панпсихистами. Фил Гофф [18] и Итай Шани [19] отстаивают форму панпсихизма, известную как космопсихизм — согласно которой сознание является не только фундаментальным элементом материальной реальности, но и ее основой.

В дополнение к панпсихистским теориям, которые представляют сознание сосуществующее с материальным миром, определенные теории, основанные на физике, изображают разум как возникающий из все более абстрактных концепций материального мира. Например, теория «оркестрованной редукции» Роджера Пенроуза и Стюарта Хамероффа определяет происхождение сознания в коллапсе вектора состояния волновой функции Шредингера на субатомном уровне, который происходит в микротрубочках мозга [20]. «Интегральная теория информации» Джулио Тонони объясняет сознание как продукт битов квантовой информации, функционирующих на высоких уровнях сложности [21]. Бернард Карр связывает сознание с измерениями гиперпространства из современной теории струн [22].

Помимо них, еще более современные теории описывают статус сознания в терминах чистого идеализма. Бернардо Каструп, например, представляет себе сознание как единый первозданный субстрат всей реальности, полностью охватывающий физический мир, описываемый наукой. Сторонник абсолютного идеализма в традициях Шопенгауэра (в усовершенствованной форме, которую он называет «аналитическим идеализмом») Каструп представляет себе материальные явления как разновидности ментальных качеств — таким образом, решая «трудную проблему», переворачивая ее с ног на голову. Вместо того чтобы пытаться объяснить, как сознание может возникнуть в материальном мире, он объясняет, что материальность и предполагаемое разделение между ментальным и материальным на самом деле является формой сознательного опыта. Более того, фундаментальное сознание, создающее материальный мир, является единым субстратом, который переживает материальную реальность только лишь через отдельные умы, которые, в свою очередь, являются диссоциированными аспектами этого сознательного субстрата, подобно тому, как отдельные персоны проявляются у человека с множественным расстройством личности. Материальная реальность — это конструкция предельного разума, а индивидуализированные сознания переживают эту реальность отдельно, поскольку они оторваны от своего источника сознания [23].

Интересно, что эта тенденция в современной философии сознания предполагает, что вся западная метафизика и концепция сознания возможно эволюционируют в сторону своего рода самотрансценденции, например, через сближение с соответствующими вековыми идеями в азиатских философских традициях. Ряд современных мыслителей установили значимые связи между западным космопсихизмом и идеализмом, с одной стороны, и индуистской философией Адвайта Веданты (особенно в ее последних нео-ведантских формулировках), с другой. Мири Албахари, например, изучила важные сходства между западным космопсихизмом/идеализмом и Адвайта Ведантой, а также отметила серьезные проблемы, с которыми иногда сталкиваются первые и которые решены вторыми. Западные космопсихисты (и даже идеалисты, такие как Каструп, в некоторой степени), утверждает она, представляют себе чистое космическое сознание как своего рода конечный или основной субъект, который считает материальный мир и другие индивидуальные сознания своими объектами. Однако, в отличие от них, Адвайта Веданта утверждает, что субъективный и объективный аспекты этой реальности являются одним и тем же. Оба объединены в космическом сознании, частью которого они являются — подобно тому, как восприятие персонажем во сне и кажущийся внешним мир сна, который этот персонаж видит, в конечном итоге являются аспектами единого сознания, которое заключает в себе их обоих [24]. В Адвайта Веданте космическое сознание не является субъектом, который рассматривает каждый человеческий разум — включая все его восприятия — как объекты своего собственного восприятия. Вместо этого “нирвикульпа самадхи” (переживание Брахмана или абсолютного Бытия в его изначальном состоянии абсолютной чистоты), подобно сознанию в состоянии сновидений, является сознательным опытом, который предшествует любому субъектно-объектному дуализму, и являющийся основой для всех сознательных субъектов и их материальных объектов восприятия, порожденных как аспекты самого себя. Брахман — это не субъект, полагающий мир своим объектом, а космическое единство, в котором объединяются и субъект и объект. Космическое сознание согласно Адвайта Веданте является «единым без другого» и находится за пределами отношения субъект/объект, характерного для традиционных западных концепций сознания.

Такого рода тонкое, но существенное различие, которое подчеркивает Альбахари между Адвайта Ведантой и западным космопсихизмом/идеализмом, можно проиллюстрировать далее, противопоставив метафизические категории Адвайта Веданты категориям космопсихизма и идеализма. Через своих различных собеседников, от Гаудапады и Шанкары до современной нео-ведантской философии, Адвайта Веданта рассматривает реальность на соответствующих уровнях «майи» (материальной и когнитивной иллюзии, являющейся самой реальностью в полноте своей), «сальвикальпа самадхи» (знание что восприятие человеком когнитивно-материальной реальности является иллюзорным или неполным представлением об истинной реальности — Брахмане), и “нирвикальпа самадхи” (переживание Брахмана через собственный неподдельный опыт, который превыше всякого знания, хотя и объемлет его), что есть не что иное, как жизненное переживание единства с космическим сознанием, непрерывно творящим все бытие. Все аналогичные западные философские школы в той или иной мере сохраняют концепцию сознания (через различные формы субъективного, абсолютного и аналитического идеализма, или панпсихизма и космопсихизма), разделяемую Адвайта Ведантой, признавая в конечном итоге ментальную природу как когнитивного/физического мира, так и порождающего его космического сознания. Однако в этих западных концепциях всегда сохраняется устойчивое понимание сознания как некоего субстрата — будь то физическая вселенная, как во многих формах панпсихизма и космопсихизма, или даже, возможно, идеализм Каструпа, постулирующий субъективный субстрат (“то, что сознательно”), определяющий содержание сознания как его объекты — что не позволяет разрешить дилемму субъектно-объектного дуализма так полно, как это делает всеохватывающий космический разум Адвайта Веданты. С точки зрения Адвайта Веданты, западный панпсихизм и идеализм остаются на онтологическом уровне “савикулпа самадхи”, а не “нирвикальпа самадхи”.

Таким образом, траектория развития западной философии сознания, похоже, достигает кульминации в универсальной концепции сознания, вдохновленной Ведантой, которая выходит за рамки дуализма, материализма и даже идеализма в прежнем понимании. Философ науки Майкл Зильберштейн, например, придерживается «нейтрально-монистической» космологии (основанной на современных разработках в теоретической физике и интерпретации квантовой космологии «блочной вселенной», в которой он также провел параллели с метафизикой Адвайта-Веданты). Эта космология постулирует более первичный источник всей реальности, который предшествует и обосновывает то, что мы называем материальным и ментальным, — источник, который лучше всего можно описать как то, что философ Уильям Джеймс назвал “чистым опытом”, или то, что, по мнению Зильберштейна, лучше всего описать как своего рода “присутствие”, в котором и посредством которого ментальное и материальное, субъект и объект действуют в условной связи друг с другом [25]. Опыт моего субъективного разума, сталкивающегося с объективным материальным миром, со-возникают друг с другом и создают друг друга всякий раз, когда есть асимметрия или дихотомия в изначальном “присутствии”, которое их порождает (также понимаемое как “зависимое со-возникновение” или “зависимое происхождение” в буддийской философии). “Когда я просыпаюсь утром, передо мной предстает мир, и возникает эта асимметричная дихотомия между моим разумом и материальным миром”, — пишут физики Адам Франк и Марсело Глейзер, а также философ Эван Томпсон,

На более глубоком уровне мы могли бы задаться вопросом, как опыт вообще приобретает субъектно-объектную структуру. Ученые и философы часто работают с образом “внутреннего” разума или субъекта, постигающего внешний мир или объект. Но философы из разных культурных традиций оспаривают этот образ. Например, философ Уильям Джеймс (чье понятие «чистого опыта» оказало влияние на Гуссерля и Уайтхеда) писал в 1905 году об «активном чувстве жизни, которым мы все наслаждаемся, перед размышлением, которое разрушает для нас наш же инстинктивный мир». Это активное чувство жизни не имеет структуры «внутреннее-внешнее/субъект-объект»; именно последующая рефлексия навязывает эту структуру опыту. Более тысячелетия назад Васубандху, индийский буддийский философ 4-5 века нашей эры, критиковал овеществление явлений в виде независимых субъектов в противоположность независимым объектам. Для Васубандху субъектно-объектная структура является глубоко укоренившимся когнитивным искажением причинно-следственной сети явлений, в которых нет внутреннего субъекта, постигающего внешний объект. [26]

Однако в конечном итоге, возможно, этот «нейтральный» вид «присутствия», как предполагает Адвайта Веданта, на самом деле является более глубоким видом сознания — «чистым опытом» в терминах Джеймса или «чистым осознанием» в терминах Адвайта Веданты. Поскольку космическое сознание или Брахман (как и «присутствие» у Зильберштейна), будучи первозданным беспочвенным фундаментом всего существования, остается за пределами субъектно-объектного различия и является источником всех возможностей, оставаясь одновременно имманентным в любом постижении, но несводимым к нему, оно, несомненно, проявляет качества, которые предписывает нейтральный монизм Зильберштейна. Работа Зильберштейна предполагает, что проблемная природа трудной проблемы, возможно, связана с осознанием, лежащим в основе многих ветвей восточной философии и религий, что живой опыт сознания превосходит любую теорию — физическую или философскую — о нем. Будучи первоосновой для любых возможных теорий, космическое сознание не может быть сведено ни к одной из них.

Выдающийся неоведантист, идеалист и сравнительный философ мировых религий Сарвепалли Радхакришнан утверждал, что концепция Адвайта Веданты «ниргуна Брахман» (Брахман как первозданное сознание, пребывающее за пределами всех концептуальных представлений) является самым древним в мире оригинальным, многолетним и универсальным способом постижения бытия, который одновременно выходит за пределы и включает в себя все религиозные, философские, научные и другие концептуальные основы всех мировых цивилизаций [27]. Таким образом, вселенское сознание лежит за пределами нашей способности постичь его посредством любой рациональной, дискурсивной или абстрактной системы понятий, которую мы можем использовать для его концептуального представления — оно всегда превосходит любое представление о нем, хотя и порождает и включает в себя эти представления. Это объясняет неспособность дуалистических, материалистических и даже большинства западных идеалистических теорий сознания полностью признать сознание. До тех пор, пока мы пытаемся свести сознание — являющееся космическим присутствием или чистым осознанием — к какой-либо абстрактной теории, аккуратно вписывающейся в концептуальную схему, мы отделяем наше понимание от самого явления, которое пытаемся понять, и поэтому «трудная проблема» сознания в западной философии и науке никогда не исчезнет. Веды гласят:

«Кто знает наверняка, кто здесь заявит об этом?

Откуда оно родилось, и откуда пришло это творение?

Боги родились после сотворения этого мира:

Кто может знать, откуда он возник?

Никто не знает, откуда возникло творение.

И произвел ли он его или нет.

Тот, кто созерцает его в высших небесах,

Он только знает, а может быть, и не знает». [28]

Ссылки

  1. https://www.goodreads.com/book/show/31947.Philosophy_and_the_Mirror_of_Nature
  2. https://cup.columbia.edu/book/the-rise-and-fall-of-soul-and-self/9780231137447
  3. http://eddiejackson.net/web_documents/Descartes%27%20Meditations%20on%20First%20Philosophy.pdf
  4. https://blog.ted.com/the-hard-problem-of-consciousness-david-chalmers-at-ted2014/
  5. https://www.youtube.com/watch?v=7bIS3oRb6ag
  6. https://www.youtube.com/watch?v=VrRJit82aus
  7. https://www.youtube.com/watch?v=97MwsoHF2ps
  8. https://www.youtube.com/watch?v=15tupQ7wOd4
  9. https://www.naturalism.org/worldview-naturalism/tenets-of-naturalism
  10. https://www.naturalism.org/worldview-naturalism/tenets-of-naturalism
  11. https://www.youtube.com/watch?v=VrRJit82aus
  12. https://www.youtube.com/watch?v=VrRJit82aus
  13. https://www.youtube.com/watch?v=VrRJit82aus
  14. https://www.youtube.com/watch?v=xrFqhOvNtWM
  15. https://blog.ted.com/the-hard-problem-of-consciousness-david-chalmers-at-ted2014/
  16. https://www.youtube.com/watch?v=jZJ1XBrJhDc
  17. https://www.youtube.com/watch?v=Pi-TOxtczQQ
  18. https://www.youtube.com/watch?v=15tupQ7wOd4
  19. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.00371/full
  20. https://video.search.yahoo.com/search/video?fr=mcafee&ei=UTF-8&p=penrose+hameroff+quantum+consciousness&type=E211US105G0#id=1&vid=25fb1d59b8e73148b9ef1cb6967b9e00&action=click
  21. https://www.youtube.com/watch?v=jZJ1XBrJhDc
  22. https://www.essentiafoundation.org/seeing/making-space-and-time-for-matter-and-mind/
  23. https://mindmatters.ai/2020/08/bernardo-kastrup-argues-for-a-universal-mind-as-a-reasonable-idea/
  24. https://www.panpsychism.com/handbook-panpsychism.pdf#page=132
  25. https://www.amazon.com/Beyond-Dynamical-Universe-Unifying-Experienced/dp/0198807082,    https://philpapers.org/rec/SILPNM
  26. https://aeon.co/essays/the-blind-spot-of-science-is-the-neglect-of-lived-experience
  27. http://www.cronksite.com/wp-content/uploads/2014/02/RadhakrishnanGC.pdf , https://mast.queensu.ca/~murty/Lecture-11.pdf
  28. http://www.hinduonline.co/DigitalLibrary/SmallBooks/FourVedasEng.pdf

 

Примечания редакции: Бернардо Каструп не поддерживает такую интерпретацию или характеристику аналитического идеализма. Согласно последнему, все переживания — и, следовательно, все кажущиеся «объекты» — являются лишь волнениями универсального поля субъективности, подобно тому, как рябь является волнениями на поверхности воды. По той же причине, по которой рябь в конечном счете не представляет собой ничего, кроме воды, физические объекты и даже кажущиеся индивидуальными субъекты, такие как вы и я, в конечном счете не представляют собой ничего, кроме самого поля субъективности. Таким образом, субъектно-объектный дуализм полностью разрешается в рамках аналитического идеализма. Упоминания о «субстратах» в аналитическом идеализме являются лишь метафорой, призванной облегчить понимание, но не влекут за собой и не подразумевают конечного существования чего-либо, кроме чистой субъективности.

Subhash MIND BEFORE MATTER scaled

Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.

Недавно опубликовано

|

Падение в феноменальное: как идеализм может сблизить историю Творения с глубокой научной истиной

Церковные колокола зазвонили, и я ощутил это до мозга костей.

Я вырос в религиозной семье. Мы посещали церковь два или три раза в неделю: спорт, молодежная группа и воскресная школа. Каждую пасхальную литургию в 10:30 звонили в церковные колокола в честь Воскресения Христова. Ладан наполнял неф, дьяконы пели во весь голос. А затем мы трижды обходили заполненную церковь, держа в руках кресты и иконы. Для 10-летнего меня это был сюрреалистический опыт. Мы не просто принимали религиозные истории, мы их воплощали. Это потому, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира с точки зрения этого мира. Хорошие истории не просто слушают или читают. Их чувствуют.

Ученые тоже рассказывают истории. Они называют их теориями. Как и любая хорошая история, достоверная теория не просто описывает прошлое, но помогает нам понять настоящее и подготовиться к будущему. Самые основополагающие теории в науке используют математику — язык, который не столько изобрели, сколько открыли. В конце концов, математика будет оставаться истиной и после тепловой смерти Вселенной. Таким образом, научные теории – это религиозные истории, перевернутые вверх ногами, потому что они описывают мир в терминах, которые находятся за его пределами.

|

От загадок физики к структурной версии идеализма*

Физика предсказывает то, что мы должны увидеть в наших лабораторных экспериментах или в астрономических явлениях. Вопрос можно сформулировать так: а что я увижу дальше? Но разве физика не о чём-то совершенно другом? Разве физика не занимается вопросами иного рода, а именно — каково устройство мира?

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Чтение

Эссе

|

Связь через «коллективное бессознательное»*

Философы, лингвисты и психологи отмечают, что для осознания требуется язык – некая знаковая форма. Так, согласно Л.С. Выготскому, человек использует знак как орудие для управления своим поведением и своими мыслями. Для рационального мышления характерно использование понятий, дающих ясность осознания и порождающих тексты, вплоть до научных концепций.  Для менее осознанных реалий используются символические и поэтические образы, образы сновидений, порождающих мифологемы, поэтические и религиозные притчи, пророчества. Понятен интерес К. Юнга к образной и мифологической сфере, к исследованию снов. Рассмотрим, в контексте проблемы бессознательного, один из наиболее ярких снов Карла Юнга:

«Я находился в незнакомом двухэтажном доме. Это был «мой дом». Я пребывал на втором этаже, в гостиной, обставленной изящной старинной мебелью стиля рококо. На стенах висело несколько прекрасных старых картин. Подивившись убранству своего дома, я подумал: «вот это да!», но потом вдруг сообразил, что не знаю, как выглядит нижний этаж. Я спустился по лестнице и обнаружил, что на нижнем этаже собраны значительно более старые вещи; судя по всему, часть этого дома восходила к пятнадцатому или шестнадцатому веку. Обстановка была средневековая, полы были выложены красным кирпичом. Вокруг царила полутьма. Переходя из одной комнаты в другую, я думал: «Сейчас я обследую все помещения этого дома». Подойдя к тяжёлой двери, я открыл её и обнаружил каменную лестницу, ведущую вниз, в погреб. Спустившись по ней, я оказался в помещении с красивыми сводами, которые показались мне невероятно древними. Исследуя стены, я обнаружил среди обыкновенных каменных блоков несколько слоёв кирпича., а также кирпичные вкрапления в известковом растворе. Я сразу понял, что стены датируются римской эпохой. Мой интерес чрезвычайно возрос. Внимательно осмотрев пол, я нашёл кольцо. Стоило мне потянуть кольцо, как плита отошла, и моему взору открылась ещё одна узкая каменная лестница, которая вела куда-то далеко вниз. Я снова спустился и вошёл в низкую пещеру. Пол был покрыт густым слоем пыли, в которой валялись кости и глиняные черепки, напоминающие останки какой-то первобытной культуры. Я обнаружил два человеческих черепа, явно очень старые и наполовину распавшихся. После этого я проснулся» [64].

Удивительный сон. Не сон, а прямо краткое изложение в метафорической форме концепции бессознательного Карла Юнга. Обычно сны достаточно сумбурны, плохо структурированы, а тут прямо маленькое литературное произведение. Однако, может быть, гениальные люди, а таким бесспорно является Юнг, имеют более структурированное коллективное бессознательное и соответственно видят более четкие и логичные сны. И в этом их ключ к гениальности? Кстати, сон Юнга иллюстрирует один важный момент. Как видим, бессознательное и его глубины у Юнга имеют культурно-европейское содержание. Тут и старинная мебель в стиле рококо, и глубже римские сводчатые потолки римского домуса, и ещё глубже слои первобытной культуры с осколками древней керамики и двумя черепами. Наличие последних Зигмунд Фрейд проинтерпретировал как свидетельство неосознанной тяги Юнга к смерти. Юнг не был согласен с такой интерпретацией.

|

Сознательный реализм

Физикалистская концепция оказала огромное влияние на физику и науку в целом за последние несколько столетий. Согласно этой концепции, пространство-время, материя и, в конечном счете, сознание появились в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад и последующего процесса эволюции. Таким образом, пространство-время и всё его содержание являются фундаментальной реальностью. Поэтому мы, естественно, приходим к выводу, что, когда дело доходит до объяснения того, что же порождает наши сознательные переживания, именно деятельность мозга считается лежащей в основе этого явления. Безусловно, существуют неопровержимые корреляции между деятельностью мозга и сознательными переживаниями. Тем не менее мы не можем обоснованно исключить, что, корреляция не несёт в себе причинно-следственной связи. Каким именно образом деятельность мозга связана с сознательным опытом – остается загадкой и трудной проблемой сознания. И все наши научные теории, появившиеся за последние 20-30 лет, не могут объяснить ни одного сознательного опыта. Так, нет ни одного математически точного физикалистского объяснения, например, нашего восприятия вкуса шоколада. Когда дело доходит до объяснения феномена сознания, физикалистская концепция, похоже, не применима вообще. Возможно у нас нет ещё истинного ответа на психофизическую проблему, но наши лучшие научные теории говорят нам, что это не находится внутри пространства-времени. Само пространство-время – это лишь приблизительное понятие; оно не является основополагающим. Есть нечто более глубинное, и идея заключается в том, что каким-то образом, это предсуществующее сознание, или то, что мы можем назвать субъектами сознания, и является фундаментальным. Более того, оно каким-то образом порождает то, что мы воспринимаем как физический мир и физические объекты. Мы также знаем, что эволюция путем естественного отбора отдаёт предпочтение развитию тех сенсорных систем, которые способствуют поддержанию нашей жизни, а совсем не тех, позволяющих открыть нам какие-либо истины об объективной реальности. Другими словами, то, что эволюция нам дала, больше похоже на инструмент визуализации, своего рода графический пользовательский интерфейс, который направляет адаптивное поведение и скрывает правду, чтобы мы не были перегружены до состояния полного коллапса и могли нормально функционировать в этом мире. Как только мы научимся перестраивать этот интерфейс пространства-времени и физических объектов, у нас появится возможность открывать новые порталы в эту предсуществующую сферу субъектов сознания.

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Просмотр

Видео

|

Сознание за гранью смерти: беседа с доктором Пимом ван Ломмелем

Кардиолог Пим ван Ломмель стал известен во всем мире после того, как в 2001 г. в авторитетном медицинском журнале «Ланцет» было опубликовано его новаторское исследование, посвященное околосмертным переживаниям (ОСП). Исследование было примечательно тем, что оно носило проспективный характер: условия были заданы и подготовлены до того, как у пациентов происходила остановка сердца. Результаты показали, что чисто физиологические объяснения ОСП неадекватны, и тем самым поставили серьезные вопросы о природе сознания и его связи с деятельностью мозга. В этом подробном интервью Наталья Воронцова из фонда Essentia обсуждает философские последствия этих результатов с доктором ван Ломмелем в его доме в Нидерландах. Русские субтитры можно включить в настройках видео в YouTube.

|

Как вы можете быть мной? Ответ: время!

Как вы можете быть мной? Ответ: время! Чтение | Философия Бернардо Каструп, д-р филос. наук, д-р комп. инж. | 2023-07-10 Тот факт, что вы верите, что вы были своим пятилетним Я является основанием для того, чтобы также верить и в то, что прямо сейчас вы можете быть кем-то другим, одновременно оставаясь при этом собой, — [...]

|

Спиноза был идеалистом

Спинозу ошибочно считают пантеистом, для которого Бог — это просто физический мир. Вместо этого внимательное прочтение его “Этики” показывает, что Спиноза был идеалистом, утверждает Майкл Ашер.

Давайте вместе строить будущее нашей культуры

Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.

Essentia Contribute scaled