Gratis verzending vanaf €35,-
Unieke producten
Milieuvriendelijk, hoogste kwaliteit
Professioneel advies: 085 - 743 03 12

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Чтение | Философия

Непризнание той роли, которую играют предпосылки в стремлении к научному знанию, дает естествознанию привилегированный статус науки о чистом бытии, которым когда-то обладала рационалистическая метафизика; это не позволяет избавиться от догматизма, а лишь заменяет один вид некритического догматического реализма другим, утверждает доктор философских наук Джузеппина Д’Оро.

Заметьте, что в этом эссе слово «идеализм» используется в смысле субъективного идеализма в духе Беркли. Современный идеализм, по большому счету, является объективным идеализмом, в том смысле, что это слово состоит из трансперсональных ментальных состояний, а не из личных.

Это эссе — часть нашей серии «Возвращение метафизики», подготовленной в сотрудничестве с Институтом искусства и идей (IAI).

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле. Логический позитивизм стремился положить конец тому, что он считал неразрешимыми метафизическими псевдоспорами, заявляя, что подлинные утверждения о знании должны быть проверяемыми; что должны быть, по крайней мере в принципе, доказательства, на которые можно ссылаться, чтобы определить, является ли утверждение истинным или ложным. Утверждения, истинность или ложность которых не может быть установлена таким образом, как гласит аргумент, выражают бессмысленные утверждения. И трактаты, в которых они содержатся, должны быть преданы огню, как предлагал Юм.

Однако логическому позитивизму не удалось по-настоящему оставить позади метафизику. Вместо того чтобы покончить с идеей о возможности познания чистого бытия, он просто поставил естествознание в привилегированное эпистемическое положение, которое когда-то занимало философское размышление как беспредпосылочную форму познания, способную раскрыть реальность в себе. Как утверждал Коллингвуд в «Эссе о метафизике» (1940) — тонко замаскированной атаке на «Языковую истину и логику» Айера (1936), — единственный способ выйти за пределы метафизики, которую критикует логический позитивизм, это признать предпосылки, которыми руководствуются наши попытки прийти к познанию реальности в различных областях исследования и сделать более ясной ту роль, которую они играют в порождении вопросов, на которые пытаются ответить различные формы знания. Только после признания той роли, которую предпосылки играют в формировании вопросов, которые мы задаем (и на которые ищем ответы) в различных формах исследования, можно по-настоящему выйти за пределы некритической догматической метафизики, с которой позитивизм пытался, но, возможно, не смог покончить.

А. Дж. Айер (1934) проиллюстрировал бессмысленность метафизических споров, противопоставив спор между двумя искусствоведами, обсуждающими подлинность полотна, приписываемого Гойе, спору между идеалистом и метафизиком-реалистом. По его словам, существуют факты, на которые можно сослаться, чтобы решить, является ли полотно подлинным Гойей или нет: характер и направление мазков можно сравнить с теми, что были нанесены на сертифицированные картины Гойи; полотно можно подвергнуть углеродному датированию, чтобы установить, соответствует ли краска соответствующему периоду времени, и можно сослаться на исторические записи, в которых упоминается тот или иной заказ картины. Вопрос может быть трудноразрешимым, но он разрешим, по крайней мере, в принципе, поскольку существует понимание того, какие факты могут быть приведены в качестве доказательств в пользу или против утверждения, что полотно является подлинной картиной Гойи. Иначе обстоит дело с метафизическими спорами, которые не только трудно разрешимы на практике, но и неразрешимы в принципе.

Представьте себе, предлагает Айер, что два искусствоведа, спорящие об авторстве полотна, принадлежат к двум различным метафизическим школам: идеализму и реализму, и что они начали спорить о том, реальна или идеальна краска на холсте. Реалист утверждает, что краска действительно существует, идеалист — что это идея в сознании. Не существует фактов, которые могли бы доказать, что реалист прав, а идеалист ошибается, или наоборот. В то время как есть факты, которые можно привести, чтобы установить, является ли полотно подлинным Гойей или подделкой, нет факта, который можно было бы привести, чтобы установить, является ли краска на полотне реальной или идеальной. Краска будет выглядеть одинаково, независимо от того, реальна она или идеальна, как отметил Беркли, чтобы развеять опасения, что приверженность к имматериалистической метафизике может потребовать отказа от веры в существование гор и рек (Беркли: Принципы §34). Спор между двумя искусствоведами подобен спору между двумя людьми о том, идет ли на улице дождь. Такой спор можно решить, обратившись к фактам, но нет никаких фактов, на основе которых можно было бы установить, реален ли дождь или идеален, именно потому, что дождь выглядит совершенно одинаково, будь он реальным, как утверждает материалист, или идеальным, как утверждает имматериалист.

Требование того, чтобы утверждения о знании были верифицируемыми, что должны существовать доказательства, которые можно предоставить для обоснования своих взглядов, кажется достаточно разумным; отказ от него привел бы к форме догматизма. Но логические позитивисты также исходили из того, что критерий верификации, принадлежащий эмпирическим наукам, является универсальным критерием смысла, а не критерием, специфичным для некоторых предметных областей, и который просто определяет, что считается подлинной научной гипотезой, а что нет. Они некритически распространили критерий верификации, которым руководствуются эмпирические исследования, на все утверждения (кроме тавтологий), вместо того чтобы признать его эвристическим принципом научных исследований. В результате им также не удалось удовлетворительно ответить на вопрос о логическом статусе принципа верификации, который гласит: «Предложения, которые не поддаются эмпирической проверке, бессмысленны, если только они не являются тавтологией».

Поскольку принцип верификации не может быть легко вписан в юмовскую вилку [Примечание редактора: принцип шотландского философа 18-го века Дэвида Юма], в соответствии с которой все осмысленные суждения должны быть либо эмпирическими суждениями о фактах, либо аналитическими суждениями об отношениях идей — он подозрительно похож на основополагающий принцип позитивистской метафизики. Позитивизм, похоже, не избавляется от метафизики; он просто предлагает другой, натуралистический, вид метафизики. Таким образом, отказ от осмысления логического статуса верификационного принципа — признания его эвристическим принципом, управляющим научным познанием действительности, — не только поощряет форму методологического монизма, отрицающего автономию других форм познания, но и выдает приверженность некритическому реализму, который предполагает, что научный метод раскрывает предельную природу реальности, и тем самым ставит науку в положение, которое когда-то занимала метафизика — как наука о чистом бытии.

Именно эту мысль высказывает Р. Г. Коллингвуд в своем «Очерке метафизики». Коллингвуд отстаивает мнение о том, что принципы, управляющие верификацией утверждений о знании в любой форме исследования, имеют иной логический статус, чем предложения, которые становятся возможными благодаря приверженности этим принципам. Например, индуктивный принцип, согласно которому природа единообразна, а будущее похоже на прошлое, не имеет того же логического статуса, что и эмпирическое обобщение «лед тает, когда температура поднимается выше 0°C». Утверждение о льде — это тезис, который может быть проверен или признан истинным, или ложным. Индуктивный принцип — это предположение, которое не является ни истинным, ни ложным, но делает возможными утверждения о знании, подобные утверждению о льде. Роль философии состоит в том, чтобы раскрыть те принципы, которые управляют проверкой знания в различных областях исследования — то, что Коллингвуд называет «абсолютными предпосылками», — а не выдвигать истинные положения, обеспечивающие фактическое знание, сидя в философском кресле, как своего рода метафизика, которую критиковал Айер. Рассматривая принцип верификации как истинное философское предложение второго порядка, а не как предпосылку научного исследования, позитивизм в итоге выдвигает тот самый вид синтетического априорного утверждения, возможность которого он хочет отрицать.

Причина, по которой Айер является метафизиком вопреки самому себе, как утверждал бы Коллингвуд, заключается в том, что он не признал различия между постулатами и предпосылками, между критериями проверки знания и проверяемыми утверждениями, которые становятся возможными благодаря принятию таких критериев. Возможно, освобождая тавтологию от требования ее эмпирической проверки под страхом потери смысла, позитивизм подспудно признает, что принцип верификации является определяющей, локальной предпосылкой для особой формы (эмпирического) исследования; предпосылкой, которая отличается от критерия верификации, являющегося составной частью точных наук, а не универсальным критерием смысла. Но до тех пор, пока значение исключения для тавтологии не прояснено, принцип верификации играет, пусть даже по умолчанию, роль основополагающего принципа для метафизики иного типа (натуралистической). Если бы значение исключения для тавтологии было полностью осмыслено, принцип верификации мог бы быть признан основополагающим принципом или предпосылкой естественных наук, а не истинным философским предложением второго порядка, определяющим, какие утверждения выражают притязания на подлинное знание, а какие нет.

Кто-то мог бы заключить, исходя из неспособности логического позитивизма избежать той самой метафизики, которую он стремился искоренить, что метафизика неизбежна; что выбор не в том, быть или не быть метафизиком, а в том, быть ли рационалистической метафизикой, на которую нападал логический позитивизм, или натуралистической метафизикой, которой Айер и логический позитивизм тайно привержены. Но вывод о необходимости выбора между рационалистической и натуралистической метафизикой несколько поспешен. Чтобы оставить позади метафизику, которую логические позитивисты стремились ниспровергнуть, не прибегая к натуралистической метафизике, нужно сделать именно то, чего не смогли сделать логические позитивисты в своей спешке избавиться от рационалистической метафизики: признать, что всякое знание, включая научное, опирается на предпосылки и на то, что принцип верификации на самом деле является структурным принципом определенной формы знания, а не истинным суждением.

Следует признать, как отмечал Коллингвуд, что научное знание — это форма познания, имеющая свои собственные отличительные предпосылки; что это наука, в латинском смысле термина Scientia, означающего совокупность знаний с определенным методом и предметом, а не наука или форма знания в том смысле, в котором термин «наука» стал использоваться — т.е. как жаргонное обозначение естественных наук, подобно тому, как термин drink используется как жаргонное обозначение алкогольных напитков (Коллингвуд, «Очерк метафизики»: 4).

Непризнание роли, которую играют предположения в стремлении к научному знанию, придает естествознанию в эпистемическом плане привилегированный статус науки о чистом бытии, которым когда-то пользовалась рационалистическая метафизика; она не избавляется от догматизма, а просто заменяет один вид некритического догматического реализма другим.

Список литературы

Айер, А.Дж. (1934), «Демонстрация невозможности метафизики», Майнд 43 (171): 335-445.

Айер, А. Дж. [1936] (1990), Язык, истина и логика, Лондон: Пингвин Букс.

Беркли, Г. [1710] (2020) «Трактат о принципах человеческого знания», в «Принципах человеческого знания и трех диалогах», Графико Эдишнз.

Коллингвуд, Р.Г. (1940), «Эссе по метафизике», Оксфорд: Кларендон Пресс, пересмотренное издание, с введением Рекса Мартина, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998.

Subhash MIND BEFORE MATTER scaled

Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.

Недавно опубликовано

|

Падение в феноменальное: как идеализм может сблизить историю Творения с глубокой научной истиной

Церковные колокола зазвонили, и я ощутил это до мозга костей.

Я вырос в религиозной семье. Мы посещали церковь два или три раза в неделю: спорт, молодежная группа и воскресная школа. Каждую пасхальную литургию в 10:30 звонили в церковные колокола в честь Воскресения Христова. Ладан наполнял неф, дьяконы пели во весь голос. А затем мы трижды обходили заполненную церковь, держа в руках кресты и иконы. Для 10-летнего меня это был сюрреалистический опыт. Мы не просто принимали религиозные истории, мы их воплощали. Это потому, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира с точки зрения этого мира. Хорошие истории не просто слушают или читают. Их чувствуют.

Ученые тоже рассказывают истории. Они называют их теориями. Как и любая хорошая история, достоверная теория не просто описывает прошлое, но помогает нам понять настоящее и подготовиться к будущему. Самые основополагающие теории в науке используют математику — язык, который не столько изобрели, сколько открыли. В конце концов, математика будет оставаться истиной и после тепловой смерти Вселенной. Таким образом, научные теории – это религиозные истории, перевернутые вверх ногами, потому что они описывают мир в терминах, которые находятся за его пределами.

|

От загадок физики к структурной версии идеализма*

Физика предсказывает то, что мы должны увидеть в наших лабораторных экспериментах или в астрономических явлениях. Вопрос можно сформулировать так: а что я увижу дальше? Но разве физика не о чём-то совершенно другом? Разве физика не занимается вопросами иного рода, а именно — каково устройство мира?

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Чтение

Эссе

|

Связь через «коллективное бессознательное»*

Философы, лингвисты и психологи отмечают, что для осознания требуется язык – некая знаковая форма. Так, согласно Л.С. Выготскому, человек использует знак как орудие для управления своим поведением и своими мыслями. Для рационального мышления характерно использование понятий, дающих ясность осознания и порождающих тексты, вплоть до научных концепций.  Для менее осознанных реалий используются символические и поэтические образы, образы сновидений, порождающих мифологемы, поэтические и религиозные притчи, пророчества. Понятен интерес К. Юнга к образной и мифологической сфере, к исследованию снов. Рассмотрим, в контексте проблемы бессознательного, один из наиболее ярких снов Карла Юнга:

«Я находился в незнакомом двухэтажном доме. Это был «мой дом». Я пребывал на втором этаже, в гостиной, обставленной изящной старинной мебелью стиля рококо. На стенах висело несколько прекрасных старых картин. Подивившись убранству своего дома, я подумал: «вот это да!», но потом вдруг сообразил, что не знаю, как выглядит нижний этаж. Я спустился по лестнице и обнаружил, что на нижнем этаже собраны значительно более старые вещи; судя по всему, часть этого дома восходила к пятнадцатому или шестнадцатому веку. Обстановка была средневековая, полы были выложены красным кирпичом. Вокруг царила полутьма. Переходя из одной комнаты в другую, я думал: «Сейчас я обследую все помещения этого дома». Подойдя к тяжёлой двери, я открыл её и обнаружил каменную лестницу, ведущую вниз, в погреб. Спустившись по ней, я оказался в помещении с красивыми сводами, которые показались мне невероятно древними. Исследуя стены, я обнаружил среди обыкновенных каменных блоков несколько слоёв кирпича., а также кирпичные вкрапления в известковом растворе. Я сразу понял, что стены датируются римской эпохой. Мой интерес чрезвычайно возрос. Внимательно осмотрев пол, я нашёл кольцо. Стоило мне потянуть кольцо, как плита отошла, и моему взору открылась ещё одна узкая каменная лестница, которая вела куда-то далеко вниз. Я снова спустился и вошёл в низкую пещеру. Пол был покрыт густым слоем пыли, в которой валялись кости и глиняные черепки, напоминающие останки какой-то первобытной культуры. Я обнаружил два человеческих черепа, явно очень старые и наполовину распавшихся. После этого я проснулся» [64].

Удивительный сон. Не сон, а прямо краткое изложение в метафорической форме концепции бессознательного Карла Юнга. Обычно сны достаточно сумбурны, плохо структурированы, а тут прямо маленькое литературное произведение. Однако, может быть, гениальные люди, а таким бесспорно является Юнг, имеют более структурированное коллективное бессознательное и соответственно видят более четкие и логичные сны. И в этом их ключ к гениальности? Кстати, сон Юнга иллюстрирует один важный момент. Как видим, бессознательное и его глубины у Юнга имеют культурно-европейское содержание. Тут и старинная мебель в стиле рококо, и глубже римские сводчатые потолки римского домуса, и ещё глубже слои первобытной культуры с осколками древней керамики и двумя черепами. Наличие последних Зигмунд Фрейд проинтерпретировал как свидетельство неосознанной тяги Юнга к смерти. Юнг не был согласен с такой интерпретацией.

|

Сознательный реализм

Физикалистская концепция оказала огромное влияние на физику и науку в целом за последние несколько столетий. Согласно этой концепции, пространство-время, материя и, в конечном счете, сознание появились в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад и последующего процесса эволюции. Таким образом, пространство-время и всё его содержание являются фундаментальной реальностью. Поэтому мы, естественно, приходим к выводу, что, когда дело доходит до объяснения того, что же порождает наши сознательные переживания, именно деятельность мозга считается лежащей в основе этого явления. Безусловно, существуют неопровержимые корреляции между деятельностью мозга и сознательными переживаниями. Тем не менее мы не можем обоснованно исключить, что, корреляция не несёт в себе причинно-следственной связи. Каким именно образом деятельность мозга связана с сознательным опытом – остается загадкой и трудной проблемой сознания. И все наши научные теории, появившиеся за последние 20-30 лет, не могут объяснить ни одного сознательного опыта. Так, нет ни одного математически точного физикалистского объяснения, например, нашего восприятия вкуса шоколада. Когда дело доходит до объяснения феномена сознания, физикалистская концепция, похоже, не применима вообще. Возможно у нас нет ещё истинного ответа на психофизическую проблему, но наши лучшие научные теории говорят нам, что это не находится внутри пространства-времени. Само пространство-время – это лишь приблизительное понятие; оно не является основополагающим. Есть нечто более глубинное, и идея заключается в том, что каким-то образом, это предсуществующее сознание, или то, что мы можем назвать субъектами сознания, и является фундаментальным. Более того, оно каким-то образом порождает то, что мы воспринимаем как физический мир и физические объекты. Мы также знаем, что эволюция путем естественного отбора отдаёт предпочтение развитию тех сенсорных систем, которые способствуют поддержанию нашей жизни, а совсем не тех, позволяющих открыть нам какие-либо истины об объективной реальности. Другими словами, то, что эволюция нам дала, больше похоже на инструмент визуализации, своего рода графический пользовательский интерфейс, который направляет адаптивное поведение и скрывает правду, чтобы мы не были перегружены до состояния полного коллапса и могли нормально функционировать в этом мире. Как только мы научимся перестраивать этот интерфейс пространства-времени и физических объектов, у нас появится возможность открывать новые порталы в эту предсуществующую сферу субъектов сознания.

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Просмотр

Видео

|

Сознание за гранью смерти: беседа с доктором Пимом ван Ломмелем

Кардиолог Пим ван Ломмель стал известен во всем мире после того, как в 2001 г. в авторитетном медицинском журнале «Ланцет» было опубликовано его новаторское исследование, посвященное околосмертным переживаниям (ОСП). Исследование было примечательно тем, что оно носило проспективный характер: условия были заданы и подготовлены до того, как у пациентов происходила остановка сердца. Результаты показали, что чисто физиологические объяснения ОСП неадекватны, и тем самым поставили серьезные вопросы о природе сознания и его связи с деятельностью мозга. В этом подробном интервью Наталья Воронцова из фонда Essentia обсуждает философские последствия этих результатов с доктором ван Ломмелем в его доме в Нидерландах. Русские субтитры можно включить в настройках видео в YouTube.

|

Как вы можете быть мной? Ответ: время!

Как вы можете быть мной? Ответ: время! Чтение | Философия Бернардо Каструп, д-р филос. наук, д-р комп. инж. | 2023-07-10 Тот факт, что вы верите, что вы были своим пятилетним Я является основанием для того, чтобы также верить и в то, что прямо сейчас вы можете быть кем-то другим, одновременно оставаясь при этом собой, — [...]

|

Спиноза был идеалистом

Спинозу ошибочно считают пантеистом, для которого Бог — это просто физический мир. Вместо этого внимательное прочтение его “Этики” показывает, что Спиноза был идеалистом, утверждает Майкл Ашер.

Давайте вместе строить будущее нашей культуры

Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.

Essentia Contribute scaled