Gratis verzending vanaf €35,-
Unieke producten
Milieuvriendelijk, hoogste kwaliteit
Professioneel advies: 085 - 743 03 12

Сознательный реализм

Чтение | Нейронауки

Является ли материя всего лишь «графическим интерфейсом пользователя» к более глубинной, сознательной действительности? В своем выступлении на онлайн-конференции фонда Essentia в 2020 году нейробиолог профессор Дональд Хоффман убедительно доказывает, что это действительно так.

Сознательные ощущения и концепция физикализма

Наша жизнь наполнена сознательными ощущениями, и они безусловно разные. Начиная от вида цвета наших глаз в зеркале, ощущения текстуры наших волос и заканчивая вкусом зубной пасты во время чистки зубов. Исходя из этого, мы затем приписываем сознательный опыт другим, хотя и в разной степени.

Так, на пример, мы уверены, что большинство людей разделяет эти ощущения, и они очень похожи на наши. Мы предполагаем, что и у кошек они, наверное, тоже есть. У мышей – возможно присутствуют, но в меньшей степени. В то время как микробы, хотя и являются живыми организмами, вероятно, не испытывают сознательных ощущений. Такие же объекты, как камни и, далее по шкале, субатомные частицы, вообще не имеют сознательного опыта. Мы также задаем себе вопрос, когда речь заходит об искусственном интеллекте, может ли машина, достаточно сложная, вернее даже сложная нужным образом, быть изобретена так, чтобы она могла быть сознательной?

Несмотря на то, что существует много споров, и мы не можем быть уверены во многих вопросах, ясно то, что большинство наших интуитивных предположений исходит из концепции физикализма, согласно которой пространство-время и его содержимое являются фундаментальной реальностью.

Так, в соответствии с этой концепцией, пространство и время появились около 13,8 миллиарда лет назад с Большим взрывом, вместе со всей той энергией, которая в конечном итоге трансформировалась во всевозможные частицы. В течение миллиардов лет во Вселенной возникла первая жизнь. Затем – кто знает, как долго после этого – впервые зародилось сознание. Сознательные же переживания, если они вообще существуют как таковые, являются, с этой точки зрения, запоздалым явлением. И в конечном итоге, Вселенная асимптотически перейдет в состояние, когда она больше не позволит сознанию существовать.

Так что, согласно концепции физикализма, пространство-время, а также частицы являются основополагающими принципами реальности.

Трудная проблема сознания

В своих исследованиях мы рассматриваем и более высокие уровни организации материи, думая, что можем там найти глубинные законы природы. Мы переходим к исследованиям целого мозга, который, согласно этой концепции, является просто физической системой, или же физическим объектом более высокого уровня, находящимся в физической Вселенной.

Кажется, что это совершенно естественно думать, когда речь заходит об объяснении наших сознательных переживаний, что каким-то образом деятельность мозга является основополагающей. А также, что физическая система мозга, нейроны и частицы, являются по своей природе таковыми, что каким-то образом они порождают наши сознательные переживания. Это лишь естественный вывод из всего того контекста, в котором Большой взрыв и пространство-время являются фундаментальной природой реальности, в которой мы можем, в некотором смысле, с позиции концепции редукционизма, переходить ко всё меньшим масштабам пространства-времени, чтобы найти всё более глубинные унифицирующие законы.

В последние несколько столетий концепция редукционизма оказалась очень влиятельной как в физике, так и в науке в целом. Но, действительно, почему бы не пойти этим же путем по отношению к вопросам сознания и психофизической проблемы? Почему наши сознательные переживания, в определенном смысле, не являются просто иллюзиями в чисто физическом мире? А если это не иллюзии, то тогда не являются ли они всего лишь продуктами нейронной активности?  В таком случае мы, в конечном итоге, сможем загрузить нашу личность и наши сознательные переживания в компьютер, и сможем моделировать и воссоздавать наши сознательные переживания, или же иллюзию наших сознательных переживаний.

Действительно, реально существует серьезная корреляция между деятельностью мозга и сознательным ощущениями. Мы установили это на основании различных экспериментов, например, с устройствами транскраниальной магнитной стимуляции [1], в которых применение магнитного поля к определённой области мозга временно приводит к эффекту мозговой ахроматопсии [2].

Однако, несмотря на то, что существует достаточно корреляций между мозговой активностью и сознательными переживаниями, вероятность того, что корреляции не подразумевают причинно-следственной связи, всё-таки остается. В конце концов, крик петуха всего лишь коррелирует с восходом солнца, а не является его причиной. Так что вопрос, как именно мозговая деятельность связана с сознательным опытом, остаётся открытым. В этом заключается и тайна и трудная проблема сознания.

Все научные теории о сознательном опыте, появившиеся за последние 20-30 лет, такие как теория интегрированной информации, теория глобального рабочего пространства нейронов и организованный коллапс микротрубочек, не могут объяснить ни одного конкретного примера сознательного переживания. Мы не можем дать ни одного математически точного физикалистского объяснения вкусу шоколада, запаху розы или звуку саксофона. Так почему же у нас здесь возникают проблемы с концепцией физикализма, которая была столь успешной в течение столь долгого времени?

Квантовая теория, гравитация и пространство-время

Лучшие научные теории показывают вам, когда они достигают своих пределов. В физике за последние 20-30 лет мы осознали, что пространство-время обречено. Физики сейчас утверждают, что само понятие пространства-времени не может быть фундаментальным. Скорее это приблизительное понятие, и связано с взаимодействием квантовой теории и гравитации. Квантовая теория гласит, что для того, чтобы делать всё более точные измерения – например, видеть вещи с всё более высоким разрешением – вам нужно использовать свет с всё более высокой волновой частотой. В соответствии с квантовой теорией, более высокая частота соответствует большей энергии. Но когда в дело вступает гравитация, эта энергия превращается в массу или приравнивается к ней.

Если продолжать добавлять массу во все меньшую область пространства, то в какой-то момент время-пространство просто разрушится, и вместо него создастся чёрная дыра. При 10-33см, само понятие пространства перестаёт существовать, а если добавить ещё больше энергии, то чёрная дыра просто станет больше.

С точки зрения квантовой теории, в пространстве-времени нет локальных наблюдаемых. Проблема заключается в самом измерительном аппарате. Невозможно бы было, например, измерить с высокой точностью связь электрона, находясь в какой-то комнате, поскольку сам измерительный прибор представляет собой квантовую систему. Так, для получения большей точности, вам нужно больше степеней свободы в измерительном приборе. И к тому времени, когда вы получите достаточно степеней свободы, чтобы получить необходимый уровень точности, комната просто свернется в чёрную дыру, а это означает, что вам становится доступно ровно ноль наблюдаемых.

Эволюция путем естественного отбора и графический интерфейс

Разве мы не развились в процессе эволюции до такого уровня, чтобы видеть реальность ровно такой, какая она есть? Я бы сказал нет, не всю реальность, а только те её аспекты, которые нам необходимы, чтобы выжить.

Отдаёт ли естественный отбор предпочтение сенсорным системам, которые раскрывают истинную картину объективной реальности? На самом деле нет! Но наше общее интуитивное ощущение таково, что это якобы действительно так. А это и является той самой причиной, по которой мы интуитивно верим в пространство-время и физические объекты: потому что наши сенсорные системы сообщают о них.

Эволюция путем естественного отбора предполагает, что вероятность того, что любая сенсорная система какого-либо организма может сообщить вам какие-нибудь истины об объективной реальности, совершенно точно нулевая. Вместо этого естественный отбор формирует наши сенсорные системы таким образом, чтобы сохранять нашу жизнь. Другими словами, то, что дала нам эволюция, больше похоже на инструмент визуализации, на виртуальную реальность, которая направляет адаптивное поведение и скрывает правду об объективной реальности.

Представьте, что вы играете в виртуальную видеоигру, с очень адаптивной виртуальной реальностью. Кто-то может попытаться сыграть в эту игру, рассматривая «реальность», которая в этой метафоре будет диодами и резисторами в суперкомпьютере, запускающим игру. Но вы бы никогда не выиграли, если бы занимались переключением напряжения в суперкомпьютере. Вы бы проиграли тому, кто не видел ничего из этой «реальности», но у кого бы просто был очень хороший графический интерфейс. Вот, что дала нам эволюция — графический пользовательский интерфейс, скрывающий правду. Таким образом, пространство-время — это просто наш комплект виртуальной реальности, а физические объекты — просто иконки, которые мы видим в очках виртуальной реальности. Это не объективная реальность. То же самое с мозгом и нейронами: они тоже существуют в виртуальной реальности. Мы создаем их, когда их видим, и уничтожаем, как мусор, когда они нам не нужны.

Несомненно, эволюция дала нам интерфейс пользователя, чтобы скрыть правду, но нам ведь и не нужно знать про неё. Все эти схемы, и программное обеспечение — нам даже не нужно в них верить. Нам нужно просто их контролировать, даже не имея представления что это такое, и что за этим стоит. Это и есть то, что нам дала эволюция; пространство, время и физические объекты — являющиеся всего лишь пользовательским интерфейсом, направляющим адаптивное поведение. Так что, физикализм — это ошибка новичка, принявшего наш комплект виртуальной реальности за истинную действительность.

В то же время эволюция дала нам пространственно-временной комплект виртуальной реальности и физические объекты для поддержания нашей жизни. Очевидно, тут можно бы было возразить: если вы думаете, что поезд, идущий со скоростью 200 миль в час, — это просто иконка в вашем интерфейсе пользователя, почему бы вам не встать на рельсы перед идущим поездом? И когда вы умрете, вы будете знать, что поезд был настоящим. Да, он действительно может убить, и я не встал бы на пути поезда по той же причине, по которой не взял бы синюю прямоугольную иконку, изображающую какой-то документ в моем компьютере, и небрежно перетащил бы её в мусорную корзину. Это не потому, что я воспринимаю иконку буквально – ведь документ не буквально синий и прямоугольный, а потому, что я воспринимаю его всерьёз. Если я перетащу эту иконку в мусорную корзину, я могу потерять свою работу. Ведь в этом всё и дело. Поэтому мы должны очень серьезно относиться к нашей виртуальной реальности.  Но было бы логической ошибкой утверждать, что, как следствие, мы имеем право воспринимать её буквально.

Итак, физикалистский подход в корне ошибочен; пространство-время обречено – оно не является основополагающим; физические объекты существуют тогда, когда мы их наблюдаем, а не иначе. Нет причинно-следственного указателя от пространства-времени и от физических объектов к сознанию. Просто нет, и быть не может.

Я не знаю, каково реальное решение психофизической проблемы.  Но я знаю, что наши лучшие научные теории указывают на то, что это решение не находится в пространстве-времени. Само пространство-время – это лишь приблизительное понятие. Существует нечто более фундаментальное, и физики сейчас пытаются это выяснить.

Нима Аркани-Хамед и другие, например, предлагают такие понятия, как амплитуэдрон, социоэдрон и космологические многогранники. Это структуры находящиеся вне пространства-времени, и в которых оно не играет никакой роли. Но они указывают на то, как пространство-время может возникнуть как приблизительное понятие, из чего-то более глубинного.

Идея состоит в том, что каким-то образом сознание, или то, что я буду называть субъектами сознания, является фундаментальным. И каким-то образом оно порождает то, что мы называем физическим миром и физическими объектами. Представьте, что существует некая обширная социальная сеть взаимодействующих субъектов сознания, что-то вроде «Твиттер-вселенной», с несметным числом участников. Кто-то пишет в Твиттере, а кто-то просто читает и отслеживает «твиты», ну и так далее. Что делать, если у нас есть обширная социальная сеть, в которой очень сложно разобраться?  Тогда мы используем инструменты визуализации, и хороший комплект виртуальной реальности просто необходим, иначе я буду совершенно перегружен социальными данными. Вот, что такое пространство-время и физические объекты: это просто комплект виртуальной реальности, позволяющий нам взаимодействовать с другими субъектами сознания.

По отношению к людям этот инструмент визуализации пространства и времени дает нам хоть какое-то, пусть и слабое, понимание сознания, стоящего за «иконкой лица» человека. Ваше лицо и тело, которые я вижу — это просто мои «иконки». Я их себе создаю. Но, в определенном смысле, они являются для меня порталом в ваше сознание.  И если я вижу вашу «иконку лица» улыбающейся, и так как для меня – это портал в ваше сознание, то я верю, что вы, вероятно, счастливы. Если же я вижу, что вы плачете, то могу предположить, что вам, вероятно, грустно.

В случае с кошкой мой портал более приглушен, и у меня гораздо меньше понимания сознания, представленного «иконкой кошки», с которым я взаимодействую. Ещё меньше есть понимания с «иконкой мыши», и ещё меньше – с «иконкой муравья». Понимания становится совсем мало, когда я добираюсь до микробов. И тогда мой графический пользовательский интерфейс перестаёт работать. Однако интерфейсы должны переставать работать, в этом и весь смысл. Они ведь и существуют как раз для того, чтобы отсеивать большую часть действительности и упрощать ту часть, которую они не отсеивают. Поэтому неудивительно, что в какой-то момент вещи перестают выглядеть сознательными.

Другими словами, с этой точки зрения различие между живым и неживым, которое мы считаем фундаментальным, является тривиальным артефактом ограничений отображения нашего пользовательского интерфейса, этого инструмента визуализации. Это тривиальная ошибка новичка – думать, что существует фундаментальное различие между живым и неживым. Есть только различие между иконками: те, дающие нам больше понимания того или иного сознания, и другие, которые дают нам его меньше. Когда мы переходим к камням, атомам и так далее, наш интерфейс просто перестает работать, как и должно происходить.

Возможно ли создать искусственный интеллект, обладающий сознанием? Можем ли мы взять бессознательный кремний и программное обеспечение, которые, как утверждает физикализм, являются более фундаментальными, чем сознание, и сделать их настолько сложными, чтобы каким-то образом возникла магия сознания?

Всё дело в том, что сама концепция, лежащая в основе и мотивирующая эти вопросы, ошибочна, потому что пространство-время и материя сами по себе являются лишь инструментами визуализации. Поэтому вместо этого, вопрос должен быть таким: можно ли на основе этой новой концепции перенастроить наш интерфейс? Ведь пространство-время и физические объекты — это всего лишь наш интерфейс.

Возможно ли, когда мы разберемся в этой сети субъектов сознания и создадим математическую модель того, как всё это проецируется, скажем, в космологический многогранник Аркани-Хамеда, понять, как это создает пространство-время? Если мы сможем получить эту математически точную модель, то у нас действительно появится возможность перепроектировать наш интерфейс пространства-времени.

Сможем ли мы тогда открыть новые порталы в этот уже существующий мир субъектов сознания? Подчёркиваю, мы не говорим о создании нового сознания, а об открытии новых порталов среди уже существующих субъектов сознания. Думаю, что да. Как только мы разберёмся, как можно «поиграть» с самим пространство-временем, мы это обязательно сделаем!

Примечания

[1] Метод, позволяющий неинвазивно и безболезненно стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов (прим. ред.).

[2] Тип дальтонизма, вызванного повреждением или воздействием на кору головного мозга (прим. ред.).

Выступление проф. Дональда Хоффмана (на английском)

Subhash MIND BEFORE MATTER scaled

Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.

Недавно опубликовано

|

Падение в феноменальное: как идеализм может сблизить историю Творения с глубокой научной истиной

Церковные колокола зазвонили, и я ощутил это до мозга костей.

Я вырос в религиозной семье. Мы посещали церковь два или три раза в неделю: спорт, молодежная группа и воскресная школа. Каждую пасхальную литургию в 10:30 звонили в церковные колокола в честь Воскресения Христова. Ладан наполнял неф, дьяконы пели во весь голос. А затем мы трижды обходили заполненную церковь, держа в руках кресты и иконы. Для 10-летнего меня это был сюрреалистический опыт. Мы не просто принимали религиозные истории, мы их воплощали. Это потому, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира с точки зрения этого мира. Хорошие истории не просто слушают или читают. Их чувствуют.

Ученые тоже рассказывают истории. Они называют их теориями. Как и любая хорошая история, достоверная теория не просто описывает прошлое, но помогает нам понять настоящее и подготовиться к будущему. Самые основополагающие теории в науке используют математику — язык, который не столько изобрели, сколько открыли. В конце концов, математика будет оставаться истиной и после тепловой смерти Вселенной. Таким образом, научные теории – это религиозные истории, перевернутые вверх ногами, потому что они описывают мир в терминах, которые находятся за его пределами.

|

От загадок физики к структурной версии идеализма*

Физика предсказывает то, что мы должны увидеть в наших лабораторных экспериментах или в астрономических явлениях. Вопрос можно сформулировать так: а что я увижу дальше? Но разве физика не о чём-то совершенно другом? Разве физика не занимается вопросами иного рода, а именно — каково устройство мира?

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Чтение

Эссе

|

Связь через «коллективное бессознательное»*

Философы, лингвисты и психологи отмечают, что для осознания требуется язык – некая знаковая форма. Так, согласно Л.С. Выготскому, человек использует знак как орудие для управления своим поведением и своими мыслями. Для рационального мышления характерно использование понятий, дающих ясность осознания и порождающих тексты, вплоть до научных концепций.  Для менее осознанных реалий используются символические и поэтические образы, образы сновидений, порождающих мифологемы, поэтические и религиозные притчи, пророчества. Понятен интерес К. Юнга к образной и мифологической сфере, к исследованию снов. Рассмотрим, в контексте проблемы бессознательного, один из наиболее ярких снов Карла Юнга:

«Я находился в незнакомом двухэтажном доме. Это был «мой дом». Я пребывал на втором этаже, в гостиной, обставленной изящной старинной мебелью стиля рококо. На стенах висело несколько прекрасных старых картин. Подивившись убранству своего дома, я подумал: «вот это да!», но потом вдруг сообразил, что не знаю, как выглядит нижний этаж. Я спустился по лестнице и обнаружил, что на нижнем этаже собраны значительно более старые вещи; судя по всему, часть этого дома восходила к пятнадцатому или шестнадцатому веку. Обстановка была средневековая, полы были выложены красным кирпичом. Вокруг царила полутьма. Переходя из одной комнаты в другую, я думал: «Сейчас я обследую все помещения этого дома». Подойдя к тяжёлой двери, я открыл её и обнаружил каменную лестницу, ведущую вниз, в погреб. Спустившись по ней, я оказался в помещении с красивыми сводами, которые показались мне невероятно древними. Исследуя стены, я обнаружил среди обыкновенных каменных блоков несколько слоёв кирпича., а также кирпичные вкрапления в известковом растворе. Я сразу понял, что стены датируются римской эпохой. Мой интерес чрезвычайно возрос. Внимательно осмотрев пол, я нашёл кольцо. Стоило мне потянуть кольцо, как плита отошла, и моему взору открылась ещё одна узкая каменная лестница, которая вела куда-то далеко вниз. Я снова спустился и вошёл в низкую пещеру. Пол был покрыт густым слоем пыли, в которой валялись кости и глиняные черепки, напоминающие останки какой-то первобытной культуры. Я обнаружил два человеческих черепа, явно очень старые и наполовину распавшихся. После этого я проснулся» [64].

Удивительный сон. Не сон, а прямо краткое изложение в метафорической форме концепции бессознательного Карла Юнга. Обычно сны достаточно сумбурны, плохо структурированы, а тут прямо маленькое литературное произведение. Однако, может быть, гениальные люди, а таким бесспорно является Юнг, имеют более структурированное коллективное бессознательное и соответственно видят более четкие и логичные сны. И в этом их ключ к гениальности? Кстати, сон Юнга иллюстрирует один важный момент. Как видим, бессознательное и его глубины у Юнга имеют культурно-европейское содержание. Тут и старинная мебель в стиле рококо, и глубже римские сводчатые потолки римского домуса, и ещё глубже слои первобытной культуры с осколками древней керамики и двумя черепами. Наличие последних Зигмунд Фрейд проинтерпретировал как свидетельство неосознанной тяги Юнга к смерти. Юнг не был согласен с такой интерпретацией.

|

Сознательный реализм

Физикалистская концепция оказала огромное влияние на физику и науку в целом за последние несколько столетий. Согласно этой концепции, пространство-время, материя и, в конечном счете, сознание появились в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад и последующего процесса эволюции. Таким образом, пространство-время и всё его содержание являются фундаментальной реальностью. Поэтому мы, естественно, приходим к выводу, что, когда дело доходит до объяснения того, что же порождает наши сознательные переживания, именно деятельность мозга считается лежащей в основе этого явления. Безусловно, существуют неопровержимые корреляции между деятельностью мозга и сознательными переживаниями. Тем не менее мы не можем обоснованно исключить, что, корреляция не несёт в себе причинно-следственной связи. Каким именно образом деятельность мозга связана с сознательным опытом – остается загадкой и трудной проблемой сознания. И все наши научные теории, появившиеся за последние 20-30 лет, не могут объяснить ни одного сознательного опыта. Так, нет ни одного математически точного физикалистского объяснения, например, нашего восприятия вкуса шоколада. Когда дело доходит до объяснения феномена сознания, физикалистская концепция, похоже, не применима вообще. Возможно у нас нет ещё истинного ответа на психофизическую проблему, но наши лучшие научные теории говорят нам, что это не находится внутри пространства-времени. Само пространство-время – это лишь приблизительное понятие; оно не является основополагающим. Есть нечто более глубинное, и идея заключается в том, что каким-то образом, это предсуществующее сознание, или то, что мы можем назвать субъектами сознания, и является фундаментальным. Более того, оно каким-то образом порождает то, что мы воспринимаем как физический мир и физические объекты. Мы также знаем, что эволюция путем естественного отбора отдаёт предпочтение развитию тех сенсорных систем, которые способствуют поддержанию нашей жизни, а совсем не тех, позволяющих открыть нам какие-либо истины об объективной реальности. Другими словами, то, что эволюция нам дала, больше похоже на инструмент визуализации, своего рода графический пользовательский интерфейс, который направляет адаптивное поведение и скрывает правду, чтобы мы не были перегружены до состояния полного коллапса и могли нормально функционировать в этом мире. Как только мы научимся перестраивать этот интерфейс пространства-времени и физических объектов, у нас появится возможность открывать новые порталы в эту предсуществующую сферу субъектов сознания.

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Просмотр

Видео

|

Сознание за гранью смерти: беседа с доктором Пимом ван Ломмелем

Кардиолог Пим ван Ломмель стал известен во всем мире после того, как в 2001 г. в авторитетном медицинском журнале «Ланцет» было опубликовано его новаторское исследование, посвященное околосмертным переживаниям (ОСП). Исследование было примечательно тем, что оно носило проспективный характер: условия были заданы и подготовлены до того, как у пациентов происходила остановка сердца. Результаты показали, что чисто физиологические объяснения ОСП неадекватны, и тем самым поставили серьезные вопросы о природе сознания и его связи с деятельностью мозга. В этом подробном интервью Наталья Воронцова из фонда Essentia обсуждает философские последствия этих результатов с доктором ван Ломмелем в его доме в Нидерландах. Русские субтитры можно включить в настройках видео в YouTube.

|

Как вы можете быть мной? Ответ: время!

Как вы можете быть мной? Ответ: время! Чтение | Философия Бернардо Каструп, д-р филос. наук, д-р комп. инж. | 2023-07-10 Тот факт, что вы верите, что вы были своим пятилетним Я является основанием для того, чтобы также верить и в то, что прямо сейчас вы можете быть кем-то другим, одновременно оставаясь при этом собой, — [...]

|

Спиноза был идеалистом

Спинозу ошибочно считают пантеистом, для которого Бог — это просто физический мир. Вместо этого внимательное прочтение его “Этики” показывает, что Спиноза был идеалистом, утверждает Майкл Ашер.

Давайте вместе строить будущее нашей культуры

Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.

Essentia Contribute scaled