Падение в феноменальное: как идеализм может сблизить историю Творения с глубокой научной истиной
Чтение | Теология
Андру Арсаниус | 2024-09-25
Пользуясь подсказкой христианского теолога и философа Оригена Александрийского, Андру Арсаниус утверждает, что библейское грехопадение — это история о том, как человечество перепутало кантовские феномены (мир представленный в восприятии) с кантовской нуменой (мир как он есть сам в себе); то есть история о том, как мы принимаем видимость за действительность. Понимание этого позволяет нам завершить августинский проект примирения истории религии, которая описывает находящееся за пределами мира в терминах мира, с историей науки, которая описывает мир в терминах находящегося за пределами мира, например, математических абстракций. Это увлекательное эссе.
Церковные колокола зазвонили, и я ощутил это до мозга костей.
Я вырос в религиозной семье. Мы посещали церковь два или три раза в неделю: спорт, молодежная группа и воскресная школа. Каждую пасхальную литургию в 10:30 звонили в церковные колокола в честь Воскресения Христова. Ладан наполнял неф, дьяконы пели во весь голос. А затем мы трижды обходили заполненную церковь, держа в руках кресты и иконы. Для 10-летнего меня это был сюрреалистический опыт. Мы не просто принимали религиозные истории, мы их воплощали. Это потому, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира с точки зрения этого мира. Хорошие истории не просто слушают или читают. Их чувствуют.
Ученые тоже рассказывают истории. Они называют их теориями. Как и любая хорошая история, достоверная теория не просто описывает прошлое, но помогает нам понять настоящее и подготовиться к будущему. Самые основополагающие теории в науке используют математику — язык, который не столько изобрели, сколько открыли. В конце концов, математика будет оставаться истиной и после тепловой смерти Вселенной. Таким образом, научные теории – это религиозные истории, перевернутые вверх ногами, потому что они описывают мир в терминах, которые находятся за его пределами.
Никто не пытался согласовать теорию и историю больше, чем святой Августин. Берберский епископ родился в IV веке и был блудным сыном Церкви. Воспитанный матерью-христианкой, он в юности отверг религию как выдуманный абсурд и предпочел ходить «по улицам Вавилона, в нечистотах которого купался, словно в корице и драгоценных мазях». Переехав в Италию и получив должность преподавателя, он открыл для себя учение святого Амвросия Миланского, чья библейская экзегеза позволила ему по-новому взглянуть на веру своей матери. Святой Августин вспоминает, как он обратился в веру «под некой смоковницей, дав волю слезам, и потоки из очей устремились вниз». Он прочувствовал историю и возродился святым.
Являясь выдающейся фигурой в западной мысли, святой Августин подчеркивал единство истины, явленной в Священном Писании и в «книге природы». Он призывает верующих: «Пусть Библия будет для вас книгой, которой вы можете внимать. Пусть и мир будет для вас также книгой, чтобы вы могли его узреть».
Для святого Августина восприятие и толкование должны были опираться на рациональность и откровение. В диаграмме Венна о сопоставлении религиозных историй и научных теорий самые глубокие истины лежат в области, охватывающей и те, и другие.
За 1600 лет, прошедших со дня его смерти, «книга природы» претерпела несколько обновлений. Сегодня она полна теорий, затрагивающих биологию и физику, которые были бы чужды североафриканскому святому. Можно ли спасти проект Августина или же сюжет «книги природы» безнадежно отклонился от сюжета Священного Писания?
Парадокс восприятия
Если бы в «книге природы» была вводная глава, то она была бы посвящена эволюции. Теория дарвинизма содержит много интересного о человеческом восприятии. Различные формы жизни выработали различные способы распознавания и реагирования на окружающую среду. Летучие мыши используют звук, чтобы видеть. Пчелы видят ультрафиолетовый свет, чтобы обнаружить цветы. Нематоды не «видят» а «вынюхивают» сахар с помощью химических рецепторов на поверхности своего тела. Жизнь — это процесс выяснения того, как жить, воспринимать и реагировать на окружающую среду с помощью органов чувств.
Чтобы выжить, формы жизни используют маленькие хитрости — так называемые «чит-коды». Самцы ювелирных жуков выслеживают своих самок, используя жульнический код «гладкие и блестящие поверхности = самка» чтобы найти себе пару. Однако когда люди начали выбрасывать свои блестящие и глянцевые пивные бутылки, жуки-самцы стали увлекаться пустыми пивными бутылками. Это едва не привело к вымиранию вида.
Естественный отбор не «заботился» о том, были ли у самок гладкие и блестящие поверхности. Жульничество было достаточно надежным, чтобы помочь самцам передать свои гены следующему поколению. Ни одному из жуков не нужно было понимать игру; им просто нужно было научиться жульничать.
А как насчет наших чувств восприятия?
Мы можем ответить на этот вопрос с математической точностью. В эволюции, теория игр предсказывает как меняется со временем популяция, конкурирующая за ограниченные ресурсы, и, что важно для понимания нашего исследования, как должны развиваться ее сенсорные системы, чтобы эффективно конкурировать. Популяция с большей вероятностью победит другую популяцию, если ее сенсорные системы будут лучше. Но есть и компромисс. Популяция не может обладать идеальными жульническими кодами и при этом быть восприимчивой к объективному миру. По словам Дональда Хоффмана, «в эволюции, где гонка часто идет на скорость, быстрая и грязная категория может легко победить более сложную и достоверную».
Восприятие не является окном в объективный мир, если естественный отбор в силе. Вместо этого они эволюционировали в интерфейсы, которые максимизируют нашу приспособленность. Критически важно, что теория интерфейса восприятия утверждает, что этот интерфейс не совпадает с действительностью.
Представьте себе отношения между экраном компьютера и его материнской платой. Экраны полезны постольку, поскольку они помогают нам манипулировать электронами, чтобы « улучшить нашу физическую форму». В этом контексте физическая форма может означать завершение банковской операции или написание эссе. Пиксели на экране почти ничего не говорят нам о природе материнской платы. Они не предназначены для того, чтобы помочь нам «разобраться» в полупроводниках.
Теоретически вы можете открыть заднюю панель своего компьютера и повозиться с переключателями в полупроводниках, чтобы написать эссе или отправить банковский перевод, не обращая внимания на «иллюзию» пиктограмм на экране. Но эту красную пилюлю трудно проглотить. Несмотря на то, что экраны почти ничего не говорят о том, как работает компьютер, они необходимы для выполнения любой задачи.
Точно так же наш экран восприятия максимизирует нашу способность добиваться поставленных целей, но при этом ничего не говорит о природе мира. Это не значит, что мы не должны воспринимать то, что видим, всерьез. Если вы попадете под автобус, то, возможно, больше не сможете ходить. Перетащите значок документа Word в корзину экрана, и вы потеряете все свои трудозатраты. Бернардо Каструп подробно останавливается на том, что наше восприятие не говорит нам о том, что представляет собой мир, а только о том, как он себя «ведет». Научная теория дает количественную оценку этому поведению.
Теория «фитнес побеждает правду» иллюстрирует более масштабный конфликт между реальной правдой и желаемыми результатами, который не ограничивается эволюционной биологией. Социальные сети — это поле искажений, которое деформирует личности людей в сети, чтобы максимизировать количество просмотров или привлекательность их контента, независимо от того, насколько он правдив или аутентичен. Как часто люди лгали, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, или скрывали свой физический рост, чтобы украсить свой профиль в приложении для знакомств? Подумайте о психологических аспектах занятий спортом, где чистого мастерства и атлетизма может быть недостаточно для победы в матче. Или искусство блефа в покере. Поведение, максимизирующее физическую форму, более ценно, но менее достоверно. Системы часто не поощряют «правдивое» поведение.
Если естественный отбор действительно правда, то объекты в пространстве-времени не имеют самостоятельного существования в том виде, в котором мы их себе представляем. Вместо этого наши органы чувств создают интерфейс: историю, которая позволяет нам организовать свою жизнь. К такому странному выводу пришли и физики.
На квантовом уровне энергия и материя пикселизированы или «квантованы» в виде дискретных битов. Эти квантованные кусочки ведут себя так, что не поддаются никаким здравым представлениям о пространстве-времени. Они влияют на поведение друг друга мгновенно бросая вызов как теории относительности Эйнштейна, так и нашим обыденным представлениям о мире. Квантовые объекты существуют в суперпозиции состояний и приобретают определенные характеристики только после измерения. Такие непримиримые противоречия заставили многих физиков искать альтернативные модели для понимания космоса.
Другими словами, на фундаментальном уровне физики и биологии наши лучшие научные теории приходят к выводу, что действительность не является тем, чем мы ее воспринимаем. Однако, поскольку мы логически не можем испытать невоспринимаемое, мы не можем испытать действительность такой, какая она есть на самом деле.
Философы пришли к этой мысли много веков назад. Писавший 2 500 лет назад, Платон уподобил человеческие отношения с Действительностью узникам, прикованным в пещере, которые принимают силуэты и тени на ее стенах за Действительность. Для греческого философа физический мир – это иллюзия, из которой мы можем вырваться только через созерцание. Иммануил Кант различал нуменальное, то есть вещи сами в себе, и феноменальное, то есть вещи, какими они кажутся. Немецкий философ предположил, что в то время как феноменальный мир действует через причины и следствия, нуменальный мир – это арена для человеческой деятельности, воли и духа. Эта дуалистическая основа для восприятия наших отношений с космосом занимает центральное место в религиозных историях как мы вскоре увидим.
Экраны глючат, и этот интерфейс не исключение. Именно в эти глючные моменты мы и можем оценить эту метафору.
Апокрифические науки
Уже более 150 лет ученые документируют парапсихологические явления. Все, что как нам кажется мы знаем, ставится под сомнение пси-феноменами, к которым относятся предвидение, паранормальные явления, околосмертные переживания и мистерии. Пси-феномены важны «потому что они дают примеры человеческих поведенческих способностей, которые чрезвычайно трудно или невозможно объяснить с точки зрения признанных в настоящее время вычислительных, биологических или физических принципов». Существует огромное количество эмпирических доказательств, задокументированных в тысячах случаев .
Возьмем, к примеру, диковинный случай «Близнецов» описанный знаменитым неврологом Оливером Саксом в 1970-х годах. Два брата не могли выполнить элементарные арифметические вычисления и почти 20 лет находились в специализированных учреждениях, где им «ставили разные диагнозы: аутизм, психоз или тяжелая дебильность». Однако во время одной из консультаций Сакс обнаружил, что они называют друг другу простые числа, иногда длиной более 20 цифр. Это было бы непосильной задачей для самого мощного компьютера того времени, не говоря уже о человеке без арифметических навыков.
Есть документальные свидетельства о людях, которых под гипнозом заставили думать, что их кожа горит, и вскоре после этого на ней появились самопроизвольные волдыри. Кроме того, существуют явления и задокументированные случаи, свидетельствующие о предчувствии смерти. Околосмертные переживания превратили скептиков в защитников альтернатив традиционному материализму. Случаи исцеления верой не поддаются традиционным объяснениям. Инертные вещества, не имеющие клинических эффектов, могут «вызывать» особое состояние сознания, которое приводит к положительным клиническим эффектам.
Сбои происходят постоянно, но научные теории, о которых мы говорим, попросту не могут объяснить эти факты. А религия может…
Падение в эволюцию
С каждым переворотом страниц в «книге природы» мир становится все более странным. Эволюция и физика приходят к выводу, что мир, каким мы его ощущаем, не является таким, какой он есть на самом деле, и пси-случаи, похоже, подтверждают это утверждение.
Именно в этих случаях религиозные истории принимают на себя роль главного действующего лица. Напомним, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира, в терминах этого мира. Мы воспользуемся помощью отца церкви третьего века Оригена Александрийского, чтобы провести наш краткий обзор. Пионер библейской экзегезы, именно на плечи Оригена опирался Августин, когда провозглашал единство Истины. Ориген очень близок к признанию дуализма сотворенного порядка — нуменального и феноменального — как наиболее жизнеспособной интерпретации иудео-христианского рассказа о творении в книге Бытия.
Ориген отмечает это в своем комментарии к Бытию 1:6, когда Бог создает твердь или небо. То, что Бог сначала создает свет и тьму в первый день, а затем небо во второй день, наводит Оригена на мысль о необходимости альтернативного аллегорического толкования. Он пишет: «Первое небо… о котором мы сказали, что оно духовно, — это наш разум, который также сам по себе является духом… видит и воспринимает Бога. А телесное небо, называемое твердью — это и есть телесный человек, который смотрит на вещи с телесной точки зрения». По мнению Оригена, Бог создал духовный и «телесный» или физический мир.
В конце первой главы Бог завершает свое творение: люди, как известно, созданы по Его образу и подобию. Но не по материальному образу пишет Ориген: «Ибо форма тела не содержит образа Божия, и о телесном человеке говорится, что он не сотворен, а сформирован».
В книге Бытия 2 Бог создает человека по своему образу, вылепив из земли «мокрый ком» и вдохнув в него свое дыхание. Люди имеют уникальные отношения со своим Творцом. По словам Оригена, который отмечает, что «это и есть настоящий человек — невидимый, бесплотный, нетленный и бессмертный, который создан по образу и подобию Божию… Если же кто-то допускает мысль, что этот человек… создан из плоти, то он, похоже, представляет самого Бога созданным из плоти и в человеческом облике. Думать так о Боге – явное богохульство».
Почему Ориген считает, что Богу нужно было создать и телесный и духовный мир?
Бог помещает человека в Рай – в Эдемский сад. Корень слова «сад» на иврите – «ганан», что означает «защищать покрывать или окружать». В любом другом употреблении оно описывает оборону города во время битвы. Затем Бог создает помощницу, которую можно точнее перевести как «спасительницу»: женщину из ребра мужчины, которая живет с ним в целомудренной наготе.
В Саду среди прочих растений есть Древо Познания и Древо Жизни. Бог прямо говорит паре не есть плод познания, иначе они «непременно умрут». Здесь мы видим намек на компромисс между получением «чит-кодов» к знаниям — благодаря первому дереву и вечной жизнью – благодаря второму дереву.
В Эдеме поселился змей. Он спрашивает у женщины, что Бог велел сделать с Древом Познания, и она отвечает, что Бог велел им не есть и не прикасаться к его плодам. Дополнив слова Бога, Ева открывает змею дверь для дальнейшего извращения Божьих слов. Он отвечает, что, наоборот, у нее откроются глаза, и, что она и ее муж станут богами.
Змеи играют эволюционную роль в нашей истории: только существа с острым зрением и быстрыми рефлексами могли избежать обитающих на деревьях рептилий. Конечно, слова змея открыли ее разум, и она «взяла плод и вкусила его».
Но, пытаясь расширить свое сознание, роковая пара опускается ниже дна.
«Первородный грех» — это грех, в котором участвует все человечество. Для Оригена эти события ускоряют падение человечества в сети телесного мира. У Адама и Евы открылись глаза на материальные реалии, которые навсегда завладеют их потомками. Бог предвидел это падение и создал телесный мир с учетом их возможного самоуничтожения. Вот почему, по мнению Оригена, Бог создал и телесный мир.
Это падение вызывает чувство самосознания, которое проливает свет на телесную уязвимость пары. Древо познания открывает им глаза на возможность смерти. Преодолевая страх, Адам и его жена прикрываются фиговыми листами и в ужасе съеживаются, словно на них идет охота, как на диких зверей, ибо инстинкт взял верх.
В кантовском понимании Эдемское испытание — это падение человека из нуменального в феноменальное. Адам и Ева лишились райских блаженств и теперь должны столкнуться с омерзительным, грубым существованием, ожидающим их в телесном мире. Теперь на первый план выходит физическая форма. Верные словам змея, их глаза «прозревают» и проваливаются в телесный мир, но при этом ослепляются в отношении нуменального, «духовного» мира, в котором они когда-то обитали. Эдем стал для них закрыт, потому что в нуменальный мир нельзя попасть из феноменального мира. Попав в феноменальный мир, вы уже не сможете вернуться в нуменальный.
Таким образом, история грехопадения — это история изгнания в платоновскую пещеру. Ориген пишет, что «в результате этого падения мы обретаем тела», и предупреждает, что «все разумные существа, бесплотные и невидимые, если они становятся неосмотрительными, постепенно опускаются на более низкий уровень и принимают тела, соответствующие тем сферам, в которые они нисходят».
В конечном итоге, воплощенные души Адама и Евы становятся одушевленными телами. Материальные телесные заботы выходят на первый план для мужчины, женщины и животного. Физическая форма — вот новое определение игры, и Бог неохотно объявляет ее окаянные правила.
Змей будет ползать на брюхе и, символизируя всю животную жизнь, зародится вражда между ним и человечеством, указывая ему, что люди «будут поражать тебя в голову, а ты будешь поражать их в пяту». Возникнет связь между людьми и животными.
Для Евы муки будут связаны с родами и проклятым состоянием тоски по мужу. Помощница стала беспомощной, потому что телесный мир теперь слишком опасен, чтобы она могла сама о себе позаботиться. Действительно, первое действие Адама после изгнания из Эдема — назвать свою жену Евой. Это «властный шаг», символизирующий власть мужчины над женщиной. Зарождается патриархат, который станет основой взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
У Адама дела идут не лучше, ведь земля, которую он когда-то обрабатывал, теперь проклята и должна быть возделана в тяжких трудах. Земля будет воевать с ним, используя каждый шип и чертополох. То, из чего он был создан, теперь заключит его в могилу: «Из праха вы произошли, в прах и вернетесь». Связь между человечеством и космосом набирает обороты.
Прощальный дар Бога — связать для пары туники из «кожи смертных». Ориген заметил, что «наследники, одетые в туники из шкур, несут в себе некую тайную и мистическую доктрину, далеко превосходящую платоновскую, связанную с тем, что души теряют крылья и опускаются на землю, пока не найдут себе стабильного пристанища». Связь со смертностью завершена, и мир, каким мы его ощущаем, теперь, здесь навсегда.
Библия словно оживает, если избавиться от материалистических предпосылок, и августиновский проект примирения «книги природы» с книгой Писания обретает новую жизнь. Но мы должны отказаться от идеи, что действительность онтологически является физическим пространством. По мере написания новых глав в «книге природы» мы должны делать сноски на религиозные тексты, чтобы каталогизировать конечное Единство Истины. Только тогда мы сможем синтезировать и гармонизировать Истину между наукой и религией.
Библиография
- Святой Августин, Исповедь, книга II, глава 3 (8). На сайте: https://www.newadvent.org/fathers/110102.htm#:~:text=Behold%20with%20what%20companions%20I,me%2C%20I%20being%20easily%20seduced. Просмотрено 15 января 2024 года.
- Святой Августин, Исповедь, книга VIII, глава 12. На сайте: https://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf101.vi.VIII.XII.html. Просмотрено 15 янв. 2024 г.
- Самцы жуков-златок. На сайте: https://www.npr.org/sections/krulwich/2013/06/19/193493225/the-love-that-dared-not-speak-its-name-of-a-beetle-for-a-beer-bottle Просмотрено 15 янв. 2024 г.
- Хоффман Д., Интерфейсная теория восприятия: Естественный отбор ведет восприятие истины к быстрому вымиранию. На сайте: https://sites.socsci.uci.edu/~ddhoff/interface.pdf Просмотрено 15 января 2024 г.
- Трансцендентальный идеализм Канта. Стэнфордская философская энциклопедия. На сайте: https://plato.stanford.edu/entries/kant-transcendental-idealism/#Bib Просмотрено 15 января 2024 г.
- Сакс, О. Человек, который принял свою жену за шляпу. Доступ к сайту 15 января 2024 г.
- Холлсон, П. (2016). »Призраки и привидения в пси-исследованиях (обзор)». Пси-энциклопедия. Лондон: Общество психических исследований. https://psi-encyclopedia.spr.ac.uk/articles/ghosts-and-apparitions-psi-research-overview Исследовано 15 января 2024 года.
- Все цитаты из Библии приведены по изданию NKJV, доступному на сайте https://www.biblegateway.com/passage/?search=Genesis+1&version=NKJV доступ 15 января 2024 г.
- Ориген Гомилии о Бытии 1.2.
- Полсен, Дэвид Л. «Раннехристианская вера в телесное божество: Ориген и Августин как невольные свидетели». Гарвардский теологический обзор, том 83, № 2, 1990, с. 105-16. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/1509938 Доступ получен 15 января 2024 года.
- Библия Синей Буквы, справочник Стронга: https://www.blueletterbible.org/lexicon/h1598/kjv/wlc/0-1/.
- Макгрю, В. К., Змеи как опасность: моделирование риска при преследовании шимпанзе. Приматы 56, 107-111 (2015). https://doi.org/10.1007/s10329-015-0456-4
- Контра Цельс Глава 40. Доступно на сайте: https://www.newadvent.org/fathers/04164.htm
Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.
Недавно опубликовано
Чтение
Эссе
Просмотр
Видео
Давайте вместе строить будущее нашей культуры
Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.