Gratis verzending vanaf €35,-
Unieke producten
Milieuvriendelijk, hoogste kwaliteit
Professioneel advies: 085 - 743 03 12

Создание пространства и времени для материи и сознания

Чтение | Космология

Профессор Карр поставил перед собой цель расширить рамки физики и включить в нее ментальные явления, такие как сознание. В этом невероятно сжатом, но в то же время доступном и увлекательном изложении он описывает ключевые идеи его универсальной теории, а также нерешенные вопросы. Это эссе подготовлено на основе презентации, представленной на рабочей онлайн конференции фонда Essentia в 2020 году.

Тема сознания в физике

Мы смело можем говорить о триумфе физики, достигшей высокой степени понимания устройства физического мира и самой структуры Вселенной в разных масштабах – от субатомных частиц до самой Вселенной как таковой. Однако фундаментальная проблема всё ещё существует в попытке примирить квантовую теорию, которая занимается физикой микроскопических частиц, и теорию относительности в области макрофизики. Они кажутся несовместимыми.

Мечта большинства физиков состоит в том, чтобы иметь какую-то окончательную теорию, в которой очень большие масштабы согласовались бы с очень малыми. Кроме того, вопрос ещё заключается в том, будет ли такая теория, объединяющая квантовую физику и относительность, учитывать сознание?

Является ли сознание фундаментальным? Мой ответ – да, несмотря на то что на сегодняшний день это не является точкой зрения мейнстрима физики. Это мнение разделяет, например сэр Роджер Пенроуз, который недавно получил Нобелевскую премию:

«Поскольку я рассматриваю сознание как фундаментальное, я считаю, что сознание должно быть на определённом уровне составной частью окончательной теории физики. Хотя в настоящий момент это, конечно, далеко не так».

Многие возразили бы, что квантовая теория уже даёт ответ на этот вопрос. И на самом деле квантовая теория действительно предполагает, что сознание, а именно наблюдатель, играет роль в физике. Например, Юджин Вигнер, известный физик, считал, что сознание несёт ответственность за коллапс волновой функции. Идея здесь, в сущности, заключается в том, что именно сознание приводит вселенную в состояние действительности.

Генри Стэпп – другой квантовый физик, идёт дальше и постулирует, что сознание может каким-то образом влиять на вероятность коллапса Вселенной именно таким, а не иным путём. Другими словами, оно осуществляет выбор из квантовых возможностей, и здесь идея заключается в том, что Вселенная создает сама себя.

Несмотря на это, квантовая теория не даёт определения сознания. Она косвенно указывает на его важность, но не предоставляет нам описания ментальных явлений, тем самым просто замещая одну тайну другой. Нам нужна более глубинная парадигма, лежащая в основе как квантовой теории, так и сознания.

Высшие измерения в физике

В некотором смысле историю физики можно рассматривать как последовательность парадигм с возрастающим количеством измерений, идущих от Ньютона вплоть до М-теории, как представлено на приведённом здесь рисунке 1.

Рис. 1

Однако, на мой взгляд, связь между физикой и философией сознания находится в понимании времени. Проблема с концепцией времени заключается в том, что в теории относительности существует так называемая «блочная» вселенная, которая вообще не описывает течение времени. Поэтому представляется справедливым отметить, что теория относительности просто соединяет в одно целое пространство и время. Но если пространство-время заморожено как таковое, то в стандартной теории относительности для сознания места нет вообще. Не очевидно и то, что квантовая теория может решить этот вопрос.

Возможный ответ пришёл от К.Д. Броуда, известного философа, который выдвинул предположение, что, вероятно, нам необходимо дополнительное измерение, связанное каким-то образом с нашим ментальным временем. Представьте себе, что в нашем четырехмерном пространстве-времени существуют различные возможные варианты будущего. Но с течением мысленного времени мы выбираем один из этих возможных вариантов и постепенно закрепляем его в четырех измерениях. Это и есть то дополнительное измерение, формирующее на самом деле пятимерную перспективу, как представлено на рисунке 2.

 

Рис. 2

В своем подходе я связываю космологию мембран с этим дополнительным измерением. Как, например, на приведённом здесь рисунке 2, модель Рэндалла-Сандрума рассматривает физический мир как четырехмерную брану в высшем пятимерном балке . И здесь одно из дополнительных измерений растягивается и расширяется, а не компактифицируется. Итак, вы должны думать об этой бране как о движущейся через этот балк, через это пятое измерение.
Хотел бы показать ещё один рисунок 3 авторства Джона Смитиса, иллюстрирующий идею своего рода пятимерного слияния материи и сознания как некоего психофизического пространства, в котором физическое и перцептивное пространства ортогональны.

 

Рис. 3

Обобщая, можно утверждать, что, используя этот подход высших измерений, мы могли бы объединить материю, пространство явлений и физическое пространство. И здесь под пространством явлений я подразумеваю наше восприятие физического пространства как составной части ментального пространства.

Однако существуют и другие виды ментального пространства, напримерб пространство сновидений. Ведь наша ментальная сфера действительно выходит за рамки нашего восприятия физического мира и даже за рамки снов. Я классифицирую ментальное пространство как:
Нормальное пространство: явлений, памяти, визуализации и сновидений.
Паранормальное пространство: психическое, пороговых переживаний, привидений и других «странных» физических явлений.
Духовное или трансперсональное пространство: переживания опыта выхода из тела, околосмертных переживаний и в целом мистического опыта.

Это, несомненно, спорные темы, но когда я говорю о сознании, то я пытаюсь учитывать и эти явления в том числе. Ключевой момент заключается в том, что большинство переживаний, даже спорных, требуют определенного пространства и времени. Поэтому нам нужна новая парадигма, своего рода расширение физики, включающая в себя каким-то радикально новым образом сознание, трансцендентность пространства и времени, а также ментальные явления.

Универсальная структура

То, что я предлагаю — это большая единая теория материи и сознания, охватывающая эти высшие измерения, о которых я говорил ранее. Она называется универсальной структурой и объединяет физическое пространство, а также пространство явлений, памяти, сновидений и любое другое пространство, которое вас интересует. По существу, это иерархическая реальность высших измерений, в которой мы объединяем переживания явлений, физические переживания с опытом нефизических переживаний, будь то сны, опыт вне тела или что-либо другое.

Таким образом, в некотором смысле этот подход отождествляет пространство высших измерений как в модели Рэндалла-Сандрума, показанной ранее, с ментальными переживаниями, в итоге объединяя физическое пространство с ментальным.

Чтобы сделать следующий шаг, необходимо задать вопрос: что же это за иерархически сжатые высшие измерения? В своем подходе я связываю их с иерархией правдоподобных настоящих, то есть с самыми короткими промежутками времени, которые мы в состоянии осознать. Другими словами, это минимальное время сознательного опыта, включающего в себя некое, только ему присущее правдоподобное настоящее, которое может изменяться даже при обычных обстоятельствах. Так, например, если вы воздушный гимнаст в цирке, то ваше правдоподобное настоящее уменьшается. Время замедляется, чтобы вы могли поймать руки другого человека, которого вы пытаетесь поймать. Однако если вы эквилибрист и вам приходится долго стоять в одном и том же положении, ваше правдоподобное настоящее увеличивается. Существуют также и примеры того, как правдоподобное настоящее с совершенной очевидностью меняется полностью. Например, люди, выходящие из состояния околосмертного переживания, сообщают о том, что они видели всю свою жизнь в одно мгновение.

Разумеется, можно утверждать, что изменение правдоподобного настоящего связано с процессами, происходящими в мозгу, что в мозгу есть какие-то внутренние часы. Но в некоторых мистических переживаниях изменения ощущения времени ещё более драматичны. Вот цитата Эдварда Келли:

«Существует интересное сходство между описанием мистических переживаний, полученных на стадиях Самадхи, характеризуемых Патанджали, и давним анатомом, меняющим фокус микроскопа. Это так, как если бы медитирующий регулировал фокусное расстояние своего ума и систематически сталкивался с различными мирами в зависимости от достигнутых настроек».

Но можем ли мы считать, что единственный возможный опыт сознания основан на нашем правдоподобном настоящем и равен десятым долям секунды? Разве не могут существовать такие уровни сознания, которые характеризуются иным правдоподобным настоящим? Может быть, наносекундой? А как насчет миллиона лет? Все эти различные уровни сознания не знали бы друг о друге. Тем не менее есть вероятность их существования.

Универсальная структура и Универсальное Сознание

Остается без ответа важный вопрос: порождается ли сознание мозгом? Большинство физиков-редукционистов видят сознание лишь как кульминацию сложности. С их точки зрения, благодаря этому процессу, в нашей космологической истории с момента Большого взрыва были сформированы всё более высокие уровни сложности: сначала кварки и глюоны, затем атомы и молекулы, а затем сформировались и планеты, которые породили живые организмы. И всё это в конечном итоге привело к тому, что эволюция дала нам сознание – как эмерджентный феномен.

Однако есть и другая точка зрения, которая в некотором смысле лежит в основе концепции Универсальной структуры и связана она с тем, что называется Универсальным сознанием. Например, Ральф Эмерсон говорит:

“Есть один разум, общий для всех отдельно взятых людей. Вселенский разум.”

Аналогично, Олдос Хаксли выдвигает следующий постулат:

«Каждый из нас потенциально является Сознанием в целом. Но оттого, что мы животные, наше дело любой ценой выжить и сделать возможным биологическое выживание. Сознание в целом должно быть пропущено через редуцирующий клапан мозга и нервной системы. И то, что выходит на другом конце, — это жалкая струйка такого вида сознания, которое просто помогает нам оставаться живыми на поверхности этой конкретной планеты».

Итак, могут ли эти две точки зрения стать совместимыми друг с другом? Как представлено на рисунке 4, Сознание лежит в основе всего, и мозг — это просто фильтр этого Сознания, скорее сравнимый с функцией телевизора. Так что, в сущности, Сознание или Вселенский разум уже предсуществует и везде во Вселенной, где есть достаточно сложная система, возникнет сознание.

Рис. 4

Конечно, это здорово утверждать, что существует только один Вселенский разум или предсуществующее Сознание. Но основной вопрос заключается в том, почему и как это Сознание разделилось на миллиарды маленьких сознаний с маленькой буквы «с», которые находятся на этой планете? И, по-видимому, есть миллиарды и миллиарды других во Вселенной. Вот в чём настоящая тайна. И даже если кто-то верит в мозг, порождающий осознание, то великая загадка заключается вот в чём: почему я — это «я», а не кто-то другой? Для меня существует фундаментальная связь между проблемой «что такое сейчас?» и вопросом «кто я и почему я – это «я», а не кто-то другой?».

Я считаю, что это тесно связано с понятием правдоподобного настоящего. Ведь я отделён от кого-то другого только с точки зрения этого же правдоподобного настоящего, состоящего из десятой доли секунды. И если существуют разные уровни сознания с разными правдоподобными настоящими, то само разделение как таковое – это просто иллюзия.

Мой вывод состоит в том, что высшие измерения пространства и времени играют решающую роль в соединении материи, сознания и даже духа, а также в связывании индивидуального сознания с Универсальным. Позвольте завершить цитатой Пола Брантона:

«Мы должны научиться ментально воспринимать пространство и пространственно воспринимать время».

Презентация на английском языке

Subhash MIND BEFORE MATTER scaled

Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.

Недавно опубликовано

|

Падение в феноменальное: как идеализм может сблизить историю Творения с глубокой научной истиной

Церковные колокола зазвонили, и я ощутил это до мозга костей.

Я вырос в религиозной семье. Мы посещали церковь два или три раза в неделю: спорт, молодежная группа и воскресная школа. Каждую пасхальную литургию в 10:30 звонили в церковные колокола в честь Воскресения Христова. Ладан наполнял неф, дьяконы пели во весь голос. А затем мы трижды обходили заполненную церковь, держа в руках кресты и иконы. Для 10-летнего меня это был сюрреалистический опыт. Мы не просто принимали религиозные истории, мы их воплощали. Это потому, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира с точки зрения этого мира. Хорошие истории не просто слушают или читают. Их чувствуют.

Ученые тоже рассказывают истории. Они называют их теориями. Как и любая хорошая история, достоверная теория не просто описывает прошлое, но помогает нам понять настоящее и подготовиться к будущему. Самые основополагающие теории в науке используют математику — язык, который не столько изобрели, сколько открыли. В конце концов, математика будет оставаться истиной и после тепловой смерти Вселенной. Таким образом, научные теории – это религиозные истории, перевернутые вверх ногами, потому что они описывают мир в терминах, которые находятся за его пределами.

|

От загадок физики к структурной версии идеализма*

Физика предсказывает то, что мы должны увидеть в наших лабораторных экспериментах или в астрономических явлениях. Вопрос можно сформулировать так: а что я увижу дальше? Но разве физика не о чём-то совершенно другом? Разве физика не занимается вопросами иного рода, а именно — каково устройство мира?

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Чтение

Эссе

|

Связь через «коллективное бессознательное»*

Философы, лингвисты и психологи отмечают, что для осознания требуется язык – некая знаковая форма. Так, согласно Л.С. Выготскому, человек использует знак как орудие для управления своим поведением и своими мыслями. Для рационального мышления характерно использование понятий, дающих ясность осознания и порождающих тексты, вплоть до научных концепций.  Для менее осознанных реалий используются символические и поэтические образы, образы сновидений, порождающих мифологемы, поэтические и религиозные притчи, пророчества. Понятен интерес К. Юнга к образной и мифологической сфере, к исследованию снов. Рассмотрим, в контексте проблемы бессознательного, один из наиболее ярких снов Карла Юнга:

«Я находился в незнакомом двухэтажном доме. Это был «мой дом». Я пребывал на втором этаже, в гостиной, обставленной изящной старинной мебелью стиля рококо. На стенах висело несколько прекрасных старых картин. Подивившись убранству своего дома, я подумал: «вот это да!», но потом вдруг сообразил, что не знаю, как выглядит нижний этаж. Я спустился по лестнице и обнаружил, что на нижнем этаже собраны значительно более старые вещи; судя по всему, часть этого дома восходила к пятнадцатому или шестнадцатому веку. Обстановка была средневековая, полы были выложены красным кирпичом. Вокруг царила полутьма. Переходя из одной комнаты в другую, я думал: «Сейчас я обследую все помещения этого дома». Подойдя к тяжёлой двери, я открыл её и обнаружил каменную лестницу, ведущую вниз, в погреб. Спустившись по ней, я оказался в помещении с красивыми сводами, которые показались мне невероятно древними. Исследуя стены, я обнаружил среди обыкновенных каменных блоков несколько слоёв кирпича., а также кирпичные вкрапления в известковом растворе. Я сразу понял, что стены датируются римской эпохой. Мой интерес чрезвычайно возрос. Внимательно осмотрев пол, я нашёл кольцо. Стоило мне потянуть кольцо, как плита отошла, и моему взору открылась ещё одна узкая каменная лестница, которая вела куда-то далеко вниз. Я снова спустился и вошёл в низкую пещеру. Пол был покрыт густым слоем пыли, в которой валялись кости и глиняные черепки, напоминающие останки какой-то первобытной культуры. Я обнаружил два человеческих черепа, явно очень старые и наполовину распавшихся. После этого я проснулся» [64].

Удивительный сон. Не сон, а прямо краткое изложение в метафорической форме концепции бессознательного Карла Юнга. Обычно сны достаточно сумбурны, плохо структурированы, а тут прямо маленькое литературное произведение. Однако, может быть, гениальные люди, а таким бесспорно является Юнг, имеют более структурированное коллективное бессознательное и соответственно видят более четкие и логичные сны. И в этом их ключ к гениальности? Кстати, сон Юнга иллюстрирует один важный момент. Как видим, бессознательное и его глубины у Юнга имеют культурно-европейское содержание. Тут и старинная мебель в стиле рококо, и глубже римские сводчатые потолки римского домуса, и ещё глубже слои первобытной культуры с осколками древней керамики и двумя черепами. Наличие последних Зигмунд Фрейд проинтерпретировал как свидетельство неосознанной тяги Юнга к смерти. Юнг не был согласен с такой интерпретацией.

|

Сознательный реализм

Физикалистская концепция оказала огромное влияние на физику и науку в целом за последние несколько столетий. Согласно этой концепции, пространство-время, материя и, в конечном счете, сознание появились в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад и последующего процесса эволюции. Таким образом, пространство-время и всё его содержание являются фундаментальной реальностью. Поэтому мы, естественно, приходим к выводу, что, когда дело доходит до объяснения того, что же порождает наши сознательные переживания, именно деятельность мозга считается лежащей в основе этого явления. Безусловно, существуют неопровержимые корреляции между деятельностью мозга и сознательными переживаниями. Тем не менее мы не можем обоснованно исключить, что, корреляция не несёт в себе причинно-следственной связи. Каким именно образом деятельность мозга связана с сознательным опытом – остается загадкой и трудной проблемой сознания. И все наши научные теории, появившиеся за последние 20-30 лет, не могут объяснить ни одного сознательного опыта. Так, нет ни одного математически точного физикалистского объяснения, например, нашего восприятия вкуса шоколада. Когда дело доходит до объяснения феномена сознания, физикалистская концепция, похоже, не применима вообще. Возможно у нас нет ещё истинного ответа на психофизическую проблему, но наши лучшие научные теории говорят нам, что это не находится внутри пространства-времени. Само пространство-время – это лишь приблизительное понятие; оно не является основополагающим. Есть нечто более глубинное, и идея заключается в том, что каким-то образом, это предсуществующее сознание, или то, что мы можем назвать субъектами сознания, и является фундаментальным. Более того, оно каким-то образом порождает то, что мы воспринимаем как физический мир и физические объекты. Мы также знаем, что эволюция путем естественного отбора отдаёт предпочтение развитию тех сенсорных систем, которые способствуют поддержанию нашей жизни, а совсем не тех, позволяющих открыть нам какие-либо истины об объективной реальности. Другими словами, то, что эволюция нам дала, больше похоже на инструмент визуализации, своего рода графический пользовательский интерфейс, который направляет адаптивное поведение и скрывает правду, чтобы мы не были перегружены до состояния полного коллапса и могли нормально функционировать в этом мире. Как только мы научимся перестраивать этот интерфейс пространства-времени и физических объектов, у нас появится возможность открывать новые порталы в эту предсуществующую сферу субъектов сознания.

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Просмотр

Видео

|

Сознание за гранью смерти: беседа с доктором Пимом ван Ломмелем

Кардиолог Пим ван Ломмель стал известен во всем мире после того, как в 2001 г. в авторитетном медицинском журнале «Ланцет» было опубликовано его новаторское исследование, посвященное околосмертным переживаниям (ОСП). Исследование было примечательно тем, что оно носило проспективный характер: условия были заданы и подготовлены до того, как у пациентов происходила остановка сердца. Результаты показали, что чисто физиологические объяснения ОСП неадекватны, и тем самым поставили серьезные вопросы о природе сознания и его связи с деятельностью мозга. В этом подробном интервью Наталья Воронцова из фонда Essentia обсуждает философские последствия этих результатов с доктором ван Ломмелем в его доме в Нидерландах. Русские субтитры можно включить в настройках видео в YouTube.

|

Как вы можете быть мной? Ответ: время!

Как вы можете быть мной? Ответ: время! Чтение | Философия Бернардо Каструп, д-р филос. наук, д-р комп. инж. | 2023-07-10 Тот факт, что вы верите, что вы были своим пятилетним Я является основанием для того, чтобы также верить и в то, что прямо сейчас вы можете быть кем-то другим, одновременно оставаясь при этом собой, — [...]

|

Спиноза был идеалистом

Спинозу ошибочно считают пантеистом, для которого Бог — это просто физический мир. Вместо этого внимательное прочтение его “Этики” показывает, что Спиноза был идеалистом, утверждает Майкл Ашер.

Давайте вместе строить будущее нашей культуры

Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.

Essentia Contribute scaled