Создание пространства и времени для материи и сознания
Чтение | Космология
Проф. д-р Бернард Карр | 2024-05-16
Профессор Карр поставил перед собой цель расширить рамки физики и включить в нее ментальные явления, такие как сознание. В этом невероятно сжатом, но в то же время доступном и увлекательном изложении он описывает ключевые идеи его универсальной теории, а также нерешенные вопросы. Это эссе подготовлено на основе презентации, представленной на рабочей онлайн конференции фонда Essentia в 2020 году.
Тема сознания в физике
Мы смело можем говорить о триумфе физики, достигшей высокой степени понимания устройства физического мира и самой структуры Вселенной в разных масштабах – от субатомных частиц до самой Вселенной как таковой. Однако фундаментальная проблема всё ещё существует в попытке примирить квантовую теорию, которая занимается физикой микроскопических частиц, и теорию относительности в области макрофизики. Они кажутся несовместимыми.
Мечта большинства физиков состоит в том, чтобы иметь какую-то окончательную теорию, в которой очень большие масштабы согласовались бы с очень малыми. Кроме того, вопрос ещё заключается в том, будет ли такая теория, объединяющая квантовую физику и относительность, учитывать сознание?
Является ли сознание фундаментальным? Мой ответ – да, несмотря на то что на сегодняшний день это не является точкой зрения мейнстрима физики. Это мнение разделяет, например сэр Роджер Пенроуз, который недавно получил Нобелевскую премию:
«Поскольку я рассматриваю сознание как фундаментальное, я считаю, что сознание должно быть на определённом уровне составной частью окончательной теории физики. Хотя в настоящий момент это, конечно, далеко не так».
Многие возразили бы, что квантовая теория уже даёт ответ на этот вопрос. И на самом деле квантовая теория действительно предполагает, что сознание, а именно наблюдатель, играет роль в физике. Например, Юджин Вигнер, известный физик, считал, что сознание несёт ответственность за коллапс волновой функции. Идея здесь, в сущности, заключается в том, что именно сознание приводит вселенную в состояние действительности.
Генри Стэпп – другой квантовый физик, идёт дальше и постулирует, что сознание может каким-то образом влиять на вероятность коллапса Вселенной именно таким, а не иным путём. Другими словами, оно осуществляет выбор из квантовых возможностей, и здесь идея заключается в том, что Вселенная создает сама себя.
Несмотря на это, квантовая теория не даёт определения сознания. Она косвенно указывает на его важность, но не предоставляет нам описания ментальных явлений, тем самым просто замещая одну тайну другой. Нам нужна более глубинная парадигма, лежащая в основе как квантовой теории, так и сознания.
Высшие измерения в физике
В некотором смысле историю физики можно рассматривать как последовательность парадигм с возрастающим количеством измерений, идущих от Ньютона вплоть до М-теории, как представлено на приведённом здесь рисунке 1.
Рис. 1
Однако, на мой взгляд, связь между физикой и философией сознания находится в понимании времени. Проблема с концепцией времени заключается в том, что в теории относительности существует так называемая «блочная» вселенная, которая вообще не описывает течение времени. Поэтому представляется справедливым отметить, что теория относительности просто соединяет в одно целое пространство и время. Но если пространство-время заморожено как таковое, то в стандартной теории относительности для сознания места нет вообще. Не очевидно и то, что квантовая теория может решить этот вопрос.
Возможный ответ пришёл от К.Д. Броуда, известного философа, который выдвинул предположение, что, вероятно, нам необходимо дополнительное измерение, связанное каким-то образом с нашим ментальным временем. Представьте себе, что в нашем четырехмерном пространстве-времени существуют различные возможные варианты будущего. Но с течением мысленного времени мы выбираем один из этих возможных вариантов и постепенно закрепляем его в четырех измерениях. Это и есть то дополнительное измерение, формирующее на самом деле пятимерную перспективу, как представлено на рисунке 2.
Рис. 2
В своем подходе я связываю космологию мембран с этим дополнительным измерением. Как, например, на приведённом здесь рисунке 2, модель Рэндалла-Сандрума рассматривает физический мир как четырехмерную брану в высшем пятимерном балке . И здесь одно из дополнительных измерений растягивается и расширяется, а не компактифицируется. Итак, вы должны думать об этой бране как о движущейся через этот балк, через это пятое измерение.
Хотел бы показать ещё один рисунок 3 авторства Джона Смитиса, иллюстрирующий идею своего рода пятимерного слияния материи и сознания как некоего психофизического пространства, в котором физическое и перцептивное пространства ортогональны.
Рис. 3
Обобщая, можно утверждать, что, используя этот подход высших измерений, мы могли бы объединить материю, пространство явлений и физическое пространство. И здесь под пространством явлений я подразумеваю наше восприятие физического пространства как составной части ментального пространства.
Однако существуют и другие виды ментального пространства, напримерб пространство сновидений. Ведь наша ментальная сфера действительно выходит за рамки нашего восприятия физического мира и даже за рамки снов. Я классифицирую ментальное пространство как:
• Нормальное пространство: явлений, памяти, визуализации и сновидений.
• Паранормальное пространство: психическое, пороговых переживаний, привидений и других «странных» физических явлений.
• Духовное или трансперсональное пространство: переживания опыта выхода из тела, околосмертных переживаний и в целом мистического опыта.
Это, несомненно, спорные темы, но когда я говорю о сознании, то я пытаюсь учитывать и эти явления в том числе. Ключевой момент заключается в том, что большинство переживаний, даже спорных, требуют определенного пространства и времени. Поэтому нам нужна новая парадигма, своего рода расширение физики, включающая в себя каким-то радикально новым образом сознание, трансцендентность пространства и времени, а также ментальные явления.
Универсальная структура
То, что я предлагаю — это большая единая теория материи и сознания, охватывающая эти высшие измерения, о которых я говорил ранее. Она называется универсальной структурой и объединяет физическое пространство, а также пространство явлений, памяти, сновидений и любое другое пространство, которое вас интересует. По существу, это иерархическая реальность высших измерений, в которой мы объединяем переживания явлений, физические переживания с опытом нефизических переживаний, будь то сны, опыт вне тела или что-либо другое.
Таким образом, в некотором смысле этот подход отождествляет пространство высших измерений как в модели Рэндалла-Сандрума, показанной ранее, с ментальными переживаниями, в итоге объединяя физическое пространство с ментальным.
Чтобы сделать следующий шаг, необходимо задать вопрос: что же это за иерархически сжатые высшие измерения? В своем подходе я связываю их с иерархией правдоподобных настоящих, то есть с самыми короткими промежутками времени, которые мы в состоянии осознать. Другими словами, это минимальное время сознательного опыта, включающего в себя некое, только ему присущее правдоподобное настоящее, которое может изменяться даже при обычных обстоятельствах. Так, например, если вы воздушный гимнаст в цирке, то ваше правдоподобное настоящее уменьшается. Время замедляется, чтобы вы могли поймать руки другого человека, которого вы пытаетесь поймать. Однако если вы эквилибрист и вам приходится долго стоять в одном и том же положении, ваше правдоподобное настоящее увеличивается. Существуют также и примеры того, как правдоподобное настоящее с совершенной очевидностью меняется полностью. Например, люди, выходящие из состояния околосмертного переживания, сообщают о том, что они видели всю свою жизнь в одно мгновение.
Разумеется, можно утверждать, что изменение правдоподобного настоящего связано с процессами, происходящими в мозгу, что в мозгу есть какие-то внутренние часы. Но в некоторых мистических переживаниях изменения ощущения времени ещё более драматичны. Вот цитата Эдварда Келли:
«Существует интересное сходство между описанием мистических переживаний, полученных на стадиях Самадхи, характеризуемых Патанджали, и давним анатомом, меняющим фокус микроскопа. Это так, как если бы медитирующий регулировал фокусное расстояние своего ума и систематически сталкивался с различными мирами в зависимости от достигнутых настроек».
Но можем ли мы считать, что единственный возможный опыт сознания основан на нашем правдоподобном настоящем и равен десятым долям секунды? Разве не могут существовать такие уровни сознания, которые характеризуются иным правдоподобным настоящим? Может быть, наносекундой? А как насчет миллиона лет? Все эти различные уровни сознания не знали бы друг о друге. Тем не менее есть вероятность их существования.
Универсальная структура и Универсальное Сознание
Остается без ответа важный вопрос: порождается ли сознание мозгом? Большинство физиков-редукционистов видят сознание лишь как кульминацию сложности. С их точки зрения, благодаря этому процессу, в нашей космологической истории с момента Большого взрыва были сформированы всё более высокие уровни сложности: сначала кварки и глюоны, затем атомы и молекулы, а затем сформировались и планеты, которые породили живые организмы. И всё это в конечном итоге привело к тому, что эволюция дала нам сознание – как эмерджентный феномен.
Однако есть и другая точка зрения, которая в некотором смысле лежит в основе концепции Универсальной структуры и связана она с тем, что называется Универсальным сознанием. Например, Ральф Эмерсон говорит:
“Есть один разум, общий для всех отдельно взятых людей. Вселенский разум.”
Аналогично, Олдос Хаксли выдвигает следующий постулат:
«Каждый из нас потенциально является Сознанием в целом. Но оттого, что мы животные, наше дело любой ценой выжить и сделать возможным биологическое выживание. Сознание в целом должно быть пропущено через редуцирующий клапан мозга и нервной системы. И то, что выходит на другом конце, — это жалкая струйка такого вида сознания, которое просто помогает нам оставаться живыми на поверхности этой конкретной планеты».
Итак, могут ли эти две точки зрения стать совместимыми друг с другом? Как представлено на рисунке 4, Сознание лежит в основе всего, и мозг — это просто фильтр этого Сознания, скорее сравнимый с функцией телевизора. Так что, в сущности, Сознание или Вселенский разум уже предсуществует и везде во Вселенной, где есть достаточно сложная система, возникнет сознание.
Рис. 4
Конечно, это здорово утверждать, что существует только один Вселенский разум или предсуществующее Сознание. Но основной вопрос заключается в том, почему и как это Сознание разделилось на миллиарды маленьких сознаний с маленькой буквы «с», которые находятся на этой планете? И, по-видимому, есть миллиарды и миллиарды других во Вселенной. Вот в чём настоящая тайна. И даже если кто-то верит в мозг, порождающий осознание, то великая загадка заключается вот в чём: почему я — это «я», а не кто-то другой? Для меня существует фундаментальная связь между проблемой «что такое сейчас?» и вопросом «кто я и почему я – это «я», а не кто-то другой?».
Я считаю, что это тесно связано с понятием правдоподобного настоящего. Ведь я отделён от кого-то другого только с точки зрения этого же правдоподобного настоящего, состоящего из десятой доли секунды. И если существуют разные уровни сознания с разными правдоподобными настоящими, то само разделение как таковое – это просто иллюзия.
Мой вывод состоит в том, что высшие измерения пространства и времени играют решающую роль в соединении материи, сознания и даже духа, а также в связывании индивидуального сознания с Универсальным. Позвольте завершить цитатой Пола Брантона:
«Мы должны научиться ментально воспринимать пространство и пространственно воспринимать время».
Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.
Недавно опубликовано
Чтение
Эссе
Просмотр
Видео
Давайте вместе строить будущее нашей культуры
Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.