Gratis verzending vanaf €35,-
Unieke producten
Milieuvriendelijk, hoogste kwaliteit
Professioneel advies: 085 - 743 03 12

Наука о сознании после смерти

Чтение | Метафизика

Когда результаты наблюдений и экспериментов, целью которых было изучение возможности непрерывного существования сознания после телесной смерти, интерпретируются в соответствии со стандартными научными критериями, они убедительно свидетельствуют о реальности этой гипотезы. Мы не признаем ее из-за метафизических предубеждений, укоренившихся в нашей культуре и, в частности, в академических кругах, утверждает доктор Куинн.

«Еще никогда не жила искренняя душа, которая могла бы смириться с мыслью, что все заканчивается смертью, и чьи благородные чувства не возвышались бы до надежды на будущее».
Иммануил Кант

Чарльз Говард Хинтон, блестящий математик, живший в конце 1800-х годов, верил в существование четвертого пространственного измерения наряду с нашей трехмерной реальностью и дал ему четкое математическое описание. Само по себе это не так уж странно. Странно то, что он считал, что если мы достаточно сосредоточим свое внимание на этом пространственном измерении, если будем усердно пытаться его себе представить, то напрямую столкнемся с «миром духов». Уильям Джеймс, отец американской психологии и известный профессор Гарвардского университета, посещал спиритические сеансы и стал президентом Общества экстрасенсорных исследований, посвятив большую часть своей жизни постижению и доказательству существования парапсихологических явлений, называя их «установленным фактом». Карл Густав Юнг, основатель аналитической психологии и один из самых влиятельных умов XIX и XX веков, также посещал спиритические сеансы и верил в силы, выходящие за рамки нашей обычной реальности. Он выдвигал аргументы в пользу существования, наряду с пространством, временем и причинно-следственными связями, четвертой акаузальной силы, «синхронии».

Как такое вообще возможно? Как такие блестящие, здравые умы могли верить в вещи, которые кажутся иррациональными?

Я полагаю, это связано с тем, что у всех них был личный опыт, который они не могли объяснить в рамках стандартного материалистического представления о мире. Для Юнга это были пророческие сны и prima facie невероятные синхронистические события, а также то, что у него был двоюродный брат, который работал профессиональным медиумом и к которому он относился с большим уважением. Для Джеймса это было чувство глубокого интереса к миру медиумизма после трагической потери сына. Удивительно, но даже для него, после тщательного тестирования известного медиума Леоноры Пайпер, теория о том, что медиумизм невозможен, оказалась ложной благодаря непосредственному опыту с необычайно точным медиумом. Джеймс назвал ее «белой вороной». Чтобы опровергнуть гипотезу о том, что все вороны черные, достаточно обнаружить одну-единственную нечерную ворону. Точно так же Джеймсу, чтобы опровергнуть гипотезу о ложности медиумизма, достаточно было встретить одного необычайно точного медиума. И Джеймс, и Юнг пришли к мировоззрению, которое было гораздо более таинственным, чем позволяло доминирующее материалистическое представление о реальности.

Мы можем счесть все это безумием. И многие мои коллеги так и считают. Среди материалистической академической интеллигенции существует глубокая приверженность мировоззрению, которое не допускает продолжения существования сознания после смерти. Это на самом деле очень печально. Согласно ему, мы всего лишь тело, в котором находится мозг – производитель нашего самоощущения и всего нашего опыта. Наши надежды, радости, любовь, чувство прекрасного – все это сводится к серии вычислений, выполняемых примерно 80 миллиардами нейронов и их схемами связей. Какой скучный, безжизненный анализ того чуда, которым мы на самом деле являемся.

Такой точки зрения не всегда придерживались столь яростно. Среди интеллектуалов и ученых конца XIX – начала XX веков был период непредвзятого исследования сущности человека, когда честные и уважительные дебаты о продолжении существования сознания после смерти были нормой. Но, как и в современной политике, академическая наука стала экстремистской, а уважение к альтернативным взглядам – редкостью.

Будучи сама скептически настроенным академическим ученым, я, тем не менее, всегда была заинтригована теми редкими высокоинтеллектуальными людьми, которые придерживались нематериалистических позиций. Я была воспитана в материалистической академической традиции, которая отвергала все, что имело отношение к продолжению существования сознания после смерти. Хотя это казалось невозможным в рамках того мировоззрения, которое мне внушали, я все равно тайно внимала словам этих смелых иконоборческих голосов. Когда я впервые прочла «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джеймса, я испытала смесь крайней радости и гнева. Радость – потому что Джеймс утверждал, что мистический опыт достоверен и достоин исследования, указывая на реальность невидимого мира. А гнев – потому что мои академические коллеги были категорически против даже обсуждения таких вопросов. Вдохновленная своими интеллектуальными предшественниками, я полностью погрузилась в поиск доказательств того, что сознание существует и после смерти. И доказательства оказались ошеломляющими: такими же вескими или даже более вескими, чем любые научные утверждения, с которыми мне, как нейробиологу приходилось сталкиваться.

Вот как я пришла к этому выводу. Я решила подойти к этому вопросу в соответствии со своими академическими навыками. Научный метод предполагает несколько этапов. Во-первых, вы должны иметь представление о существующих знаниях в интересующей вас области. Это включает в себя владение как существующими данными, так и теоретической базой. Затем вы проводите научные эксперименты, чтобы обогатить знания в этой области. Это включает в себя как наблюдения, так и формулирование и проверку гипотез. Хорошая наука также требует непредвзятого отношения к наблюдениям, которые не вписываются в существующую теорию. История науки полна низвергнутых теорий, которых придерживались только потому, что люди не любят перемен. Мы должны быть уверены, что не отбрасываем наблюдаемые результаты только потому, что они не вписываются в рамки существующего теоретического подхода. Именно благодаря этому теории модифицируются и совершенствуются.

Как нейробиолог я пытаюсь выяснить, как функционирует мозг, как различные области мозга выполняют различные задачи и что лежит в основе нейронных сигналов при различных видах поведения. Эта научная область очень обширна. Это все равно что быть первопроходцем, ведь известно так мало. Мы все собираем данные и, если наши методы хорошо отработаны, мы сообщаем о наших открытиях, которые пополняют растущую копилку знаний. Мы выдвигаем гипотезы и проверяем их. И самое главное, мы ведем наблюдения с непредвзятой точки зрения, чтобы не быть ослепленными теоретическими предубеждениями. Тогда другие могут принять наши выводы не как абсолютную, а как вероятную истину. Именно так и работает значительная часть науки.

Я попыталась сделать то же самое с гипотезой о продолжении существования сознания после смерти и старалась делать это так же тщательно, как я делаю свои нейробиологические исследования в лаборатории. Научное исследование предмета требует понимания уже имеющихся данных. И оказалось, что, как и при углубленном изучении любой другой области, существует огромное количество литературы и данных о сознании после смерти, которые необходимо прочитать и тщательно проверить. Это огромный массив литературы и данных, о существовании которых я даже не подозревала.

Информация делилась на несколько разных категорий: личные рассказы об околосмертном опыте, собранные такими исследователями, как сотрудники Фонда исследований околосмертного опыта (NDERF) и Международной ассоциации исследований околосмертного опыта (IANDS). Парапсихологические исследования, проведенные в таких исследовательских институтах, как Общество психических исследований Уильяма Джеймса, Американское общество психических исследований и Институт ноэтических исследований (IONS). Исследования медиумизма, проводимые в таких лабораториях, как Исследовательский центр Уиндбридж и Лаборатория Шварца в Университете Аризоны. И факультеты, занимающиеся научным изучением парапсихологических явлений, такие как Департамент перцептивных исследований (DOPS) Университета Вирджинии. Я изучала все это так, словно снова оказалась в аспирантуре, в течение многих лет. И от этих доказательств невозможно отмахнуться.

Вооружившись такими многочисленными доказательствами, я почувствовала волнение и надежду. Но, как оказалось, даже несмотря на то, что в ходе моих исследований было найдено огромное количество доказательств, что-то все же мешало мне сделать этот шаг к полному убеждению. Я осознала, что все еще нахожусь под властью материализма, который всегда диктовал всем нам, что можно считать реальностью. Для большинства моих академических коллег явления, которые я исследовала, были просто немыслимыми и, следовательно, не стоили моих усилий по их изучению. Продолжение существования сознания после смерти для них не представляется возможным из-за их материалистической установки, а не потому, что они исследовали эту тему и пришли к выводу, что эти исследования неверны. Материалисты, отрицающие продолжение сознания после телесной смерти, по большому счету вообще не изучали это явление с какой бы то ни было степенью тщательности. Опять же, для них это невозможно априори, так зачем же это исследовать? Делать это так же бесполезно, как и посвящать свою жизнь выяснению того, существует ли Пасхальный кролик – это так же интеллектуально бессодержательно.

Недавно я смотрела интервью между Стивеном Пинкером, известным убежденным материалистом, профессором Гарвардского университета, и Садхгуру, индийским духовным учителем. Их беседа была посвящена природе сознания. Один из поднятых вопросов касался того, может ли сознание пережить телесную смерть. Пинкер дал стандартный ответ материалиста: «конечно нет». Мозг отвечает за сознание, и как только мозг умирает, умирает и сознание. Он обосновал свою позицию так: сознательный опыт всегда имеет признаки в работе мозга, которые мы можем считывать с помощью методов визуализации мозга. А поскольку мы это можем считывать, то без мозга не может быть и сознания.

Как нейробиолог я прекрасно знаю, как связаны между собой мозг и сознание. Повредите мозг или введите в него галлюциноген, и сознание будет сильно подвержено влиянию. Если спросить испытуемого, осознает ли он воздействие стимула, то его мозг будет вести себя иначе, нежели когда он не осознает. Доказывает ли это, что мозг является причиной нашего сознания и что без него сознание не может существовать? Нет. И материалисты это знают. Они воспринимают это как доказательство только потому, что альтернатива не соответствует их системе убеждений.

Пинкер продолжил спор, заходя с еще одной стороны: по его словам, если бы было правдой то, что сознание продолжает существовать после смерти, то мы должны были бы иметь возможность устраивать сеансы и общаться с мертвыми. Но, утверждает он: «теперь мы все знаем, что это не более чем фикция, сценическая магия». Он продолжил то, что, по его мнению, является решающим словом в этом вопросе:

«Спросите тетю Хильду, где она спрятала свои украшения. Она должна была бы вам сказать. Если бы это случилось, я бы поверил, что сознание может пережить смерть мозга. Этого еще не случалось, и я готов поставить кучу денег на то, что никогда не случится».

Хотелось бы, чтобы Пинкер говорил серьезно. Ведь если бы он был серьезен, я и многие другие могли бы указать ему на людей, способных осуществить именно это.

Я не ожидаю, что своими исследованиями о продолжении существования нашего сознания после смерти смогу что-то доказать кому-то, кроме себя. Я надеюсь лишь показать, что тщательный подход к изучению этого феномена очень убедительно указывает на этот факт. Остальное зависит от вас. Делайте свою работу и изучайте сами. Но поймите, что полагаться на диктат материалистов, которые так и не удосужились провести надлежащие исследования на эту тему, просто ошибочно. Истину можно познать с непредвзятым умом и открытым сердцем.

Subhash MIND BEFORE MATTER scaled

Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.

Недавно опубликовано

|

Падение в феноменальное: как идеализм может сблизить историю Творения с глубокой научной истиной

Церковные колокола зазвонили, и я ощутил это до мозга костей.

Я вырос в религиозной семье. Мы посещали церковь два или три раза в неделю: спорт, молодежная группа и воскресная школа. Каждую пасхальную литургию в 10:30 звонили в церковные колокола в честь Воскресения Христова. Ладан наполнял неф, дьяконы пели во весь голос. А затем мы трижды обходили заполненную церковь, держа в руках кресты и иконы. Для 10-летнего меня это был сюрреалистический опыт. Мы не просто принимали религиозные истории, мы их воплощали. Это потому, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира с точки зрения этого мира. Хорошие истории не просто слушают или читают. Их чувствуют.

Ученые тоже рассказывают истории. Они называют их теориями. Как и любая хорошая история, достоверная теория не просто описывает прошлое, но помогает нам понять настоящее и подготовиться к будущему. Самые основополагающие теории в науке используют математику — язык, который не столько изобрели, сколько открыли. В конце концов, математика будет оставаться истиной и после тепловой смерти Вселенной. Таким образом, научные теории – это религиозные истории, перевернутые вверх ногами, потому что они описывают мир в терминах, которые находятся за его пределами.

|

От загадок физики к структурной версии идеализма*

Физика предсказывает то, что мы должны увидеть в наших лабораторных экспериментах или в астрономических явлениях. Вопрос можно сформулировать так: а что я увижу дальше? Но разве физика не о чём-то совершенно другом? Разве физика не занимается вопросами иного рода, а именно — каково устройство мира?

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Чтение

Эссе

|

Связь через «коллективное бессознательное»*

Философы, лингвисты и психологи отмечают, что для осознания требуется язык – некая знаковая форма. Так, согласно Л.С. Выготскому, человек использует знак как орудие для управления своим поведением и своими мыслями. Для рационального мышления характерно использование понятий, дающих ясность осознания и порождающих тексты, вплоть до научных концепций.  Для менее осознанных реалий используются символические и поэтические образы, образы сновидений, порождающих мифологемы, поэтические и религиозные притчи, пророчества. Понятен интерес К. Юнга к образной и мифологической сфере, к исследованию снов. Рассмотрим, в контексте проблемы бессознательного, один из наиболее ярких снов Карла Юнга:

«Я находился в незнакомом двухэтажном доме. Это был «мой дом». Я пребывал на втором этаже, в гостиной, обставленной изящной старинной мебелью стиля рококо. На стенах висело несколько прекрасных старых картин. Подивившись убранству своего дома, я подумал: «вот это да!», но потом вдруг сообразил, что не знаю, как выглядит нижний этаж. Я спустился по лестнице и обнаружил, что на нижнем этаже собраны значительно более старые вещи; судя по всему, часть этого дома восходила к пятнадцатому или шестнадцатому веку. Обстановка была средневековая, полы были выложены красным кирпичом. Вокруг царила полутьма. Переходя из одной комнаты в другую, я думал: «Сейчас я обследую все помещения этого дома». Подойдя к тяжёлой двери, я открыл её и обнаружил каменную лестницу, ведущую вниз, в погреб. Спустившись по ней, я оказался в помещении с красивыми сводами, которые показались мне невероятно древними. Исследуя стены, я обнаружил среди обыкновенных каменных блоков несколько слоёв кирпича., а также кирпичные вкрапления в известковом растворе. Я сразу понял, что стены датируются римской эпохой. Мой интерес чрезвычайно возрос. Внимательно осмотрев пол, я нашёл кольцо. Стоило мне потянуть кольцо, как плита отошла, и моему взору открылась ещё одна узкая каменная лестница, которая вела куда-то далеко вниз. Я снова спустился и вошёл в низкую пещеру. Пол был покрыт густым слоем пыли, в которой валялись кости и глиняные черепки, напоминающие останки какой-то первобытной культуры. Я обнаружил два человеческих черепа, явно очень старые и наполовину распавшихся. После этого я проснулся» [64].

Удивительный сон. Не сон, а прямо краткое изложение в метафорической форме концепции бессознательного Карла Юнга. Обычно сны достаточно сумбурны, плохо структурированы, а тут прямо маленькое литературное произведение. Однако, может быть, гениальные люди, а таким бесспорно является Юнг, имеют более структурированное коллективное бессознательное и соответственно видят более четкие и логичные сны. И в этом их ключ к гениальности? Кстати, сон Юнга иллюстрирует один важный момент. Как видим, бессознательное и его глубины у Юнга имеют культурно-европейское содержание. Тут и старинная мебель в стиле рококо, и глубже римские сводчатые потолки римского домуса, и ещё глубже слои первобытной культуры с осколками древней керамики и двумя черепами. Наличие последних Зигмунд Фрейд проинтерпретировал как свидетельство неосознанной тяги Юнга к смерти. Юнг не был согласен с такой интерпретацией.

|

Сознательный реализм

Физикалистская концепция оказала огромное влияние на физику и науку в целом за последние несколько столетий. Согласно этой концепции, пространство-время, материя и, в конечном счете, сознание появились в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад и последующего процесса эволюции. Таким образом, пространство-время и всё его содержание являются фундаментальной реальностью. Поэтому мы, естественно, приходим к выводу, что, когда дело доходит до объяснения того, что же порождает наши сознательные переживания, именно деятельность мозга считается лежащей в основе этого явления. Безусловно, существуют неопровержимые корреляции между деятельностью мозга и сознательными переживаниями. Тем не менее мы не можем обоснованно исключить, что, корреляция не несёт в себе причинно-следственной связи. Каким именно образом деятельность мозга связана с сознательным опытом – остается загадкой и трудной проблемой сознания. И все наши научные теории, появившиеся за последние 20-30 лет, не могут объяснить ни одного сознательного опыта. Так, нет ни одного математически точного физикалистского объяснения, например, нашего восприятия вкуса шоколада. Когда дело доходит до объяснения феномена сознания, физикалистская концепция, похоже, не применима вообще. Возможно у нас нет ещё истинного ответа на психофизическую проблему, но наши лучшие научные теории говорят нам, что это не находится внутри пространства-времени. Само пространство-время – это лишь приблизительное понятие; оно не является основополагающим. Есть нечто более глубинное, и идея заключается в том, что каким-то образом, это предсуществующее сознание, или то, что мы можем назвать субъектами сознания, и является фундаментальным. Более того, оно каким-то образом порождает то, что мы воспринимаем как физический мир и физические объекты. Мы также знаем, что эволюция путем естественного отбора отдаёт предпочтение развитию тех сенсорных систем, которые способствуют поддержанию нашей жизни, а совсем не тех, позволяющих открыть нам какие-либо истины об объективной реальности. Другими словами, то, что эволюция нам дала, больше похоже на инструмент визуализации, своего рода графический пользовательский интерфейс, который направляет адаптивное поведение и скрывает правду, чтобы мы не были перегружены до состояния полного коллапса и могли нормально функционировать в этом мире. Как только мы научимся перестраивать этот интерфейс пространства-времени и физических объектов, у нас появится возможность открывать новые порталы в эту предсуществующую сферу субъектов сознания.

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Просмотр

Видео

|

Сознание за гранью смерти: беседа с доктором Пимом ван Ломмелем

Кардиолог Пим ван Ломмель стал известен во всем мире после того, как в 2001 г. в авторитетном медицинском журнале «Ланцет» было опубликовано его новаторское исследование, посвященное околосмертным переживаниям (ОСП). Исследование было примечательно тем, что оно носило проспективный характер: условия были заданы и подготовлены до того, как у пациентов происходила остановка сердца. Результаты показали, что чисто физиологические объяснения ОСП неадекватны, и тем самым поставили серьезные вопросы о природе сознания и его связи с деятельностью мозга. В этом подробном интервью Наталья Воронцова из фонда Essentia обсуждает философские последствия этих результатов с доктором ван Ломмелем в его доме в Нидерландах. Русские субтитры можно включить в настройках видео в YouTube.

|

Как вы можете быть мной? Ответ: время!

Как вы можете быть мной? Ответ: время! Чтение | Философия Бернардо Каструп, д-р филос. наук, д-р комп. инж. | 2023-07-10 Тот факт, что вы верите, что вы были своим пятилетним Я является основанием для того, чтобы также верить и в то, что прямо сейчас вы можете быть кем-то другим, одновременно оставаясь при этом собой, — [...]

|

Спиноза был идеалистом

Спинозу ошибочно считают пантеистом, для которого Бог — это просто физический мир. Вместо этого внимательное прочтение его “Этики” показывает, что Спиноза был идеалистом, утверждает Майкл Ашер.

Давайте вместе строить будущее нашей культуры

Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.

Essentia Contribute scaled