Gratis verzending vanaf €35,-
Unieke producten
Milieuvriendelijk, hoogste kwaliteit
Professioneel advies: 085 - 743 03 12

Как вы можете быть мной? Ответ: время!

Чтение | Философия

Тот факт, что вы верите, что вы были своим пятилетним Я является основанием для того, чтобы также верить и в то, что прямо сейчас вы можете быть кем-то другим, одновременно оставаясь при этом собой, — утверждает наш исполнительный директор в этом увлекательном теоретическом эссе.

Как может один Вселенский субъект быть одновременно и вами, и мной, и всеми остальными? Это, пожалуй, самый сложный для понимания аспект аналитического идеализма, поскольку он подразумевает, что вы — это я, в то же время вы — это вы сами. Как такое возможно? Ведь в данный момент вы видите мир своими глазами, а не моими.

Хотя рассмотрение диссоциативных расстройств, получивших эмпирическое подтверждение, заставляет нас признать, что такое действительно возможно, ведь именно так и происходит в сильно диссоциированном человеческом сознании. Тем не менее сама возможность представить себе такую диссоциацию остается сложным вопросом. Как можно вообразить процесс, в результате которого вы являетесь мной и одновременно остаетесь собой? Как мы можем интуитивно разобраться в этом?

Заметьте, что все усложняет одновременность, подразумеваемая в гипотезе. Вы можете легко представить себя пятилетним собой — существом, отличающимся от вашего нынешнего Я практически во всех отношениях, — потому что это не происходит одновременно с вашим нынешним Я. Одно Я находится в прошлом, а другое — в настоящем. Видеть себя воспринимающим мир с двух разных сторон, не представляет никакого труда для нашей интуиции при условии, что это не происходит одновременно.

Вот пример. Будучи ребенком, я наблюдал очень любопытное поведение своего отца: он играл в шахматы сам с собой, что было обычным и эффективным методом обучения в те времена, когда еще не было компьютерных шахматных программ. Это помогало шахматисту научиться рассматривать позиции на доске с точки зрения потенциального противника, чтобы лучше предугадывать его ходы. Мой отец выполнял это упражнение совершенно буквально: он делал ход белыми фигурами, а затем разворачивал всю доску на 180 градусов и делал ход черными. После этого он снова поворачивал доску к белым и далее продолжал играть попеременно то белыми, то черными.

Мой отец, будучи одним и тем же субъектом, смотрел на мир с разных позиций, переживая драму боя в игре с точки зрения каждой из двух противоположных сторон. Один субъект — две точки зрения. Нам нетрудно это понять, потому что взгляд с этих двух противоположных сторон происходил не одновременно, а в разные моменты времени.

Однако уже более ста лет нам известно, что время и пространство — это аспекты единого целого: ткани пространства-времени. И то и другое — это измерения протяженности в природе, которые позволяют различным вещам и событиям отличаться друг от друга в силу того, что они занимают разные места в этой простирающейся ткани. Поскольку если две якобы разные вещи занимают одно и то же место либо в пространстве, либо во времени, то в действительности они не могут являться разными. Но достаточно дифференциации в пространственном или временном расположении, чтобы создать различие и тем самым разнообразие. Занимая одну и ту же точку в пространстве, но в разное время, два объекта или события можно отличить друг от друга. Но также их можно и различить, если они существуют одновременно в разных точках пространства.

Суть интуитивного понимания того, как один субъект может казаться множеством, состоит в осознании того, что различия в пространственном местонахождении — это в действительности то же самое, что и различия во временном положении. Соответственно, по той же причине, по которой нам нетрудно интуитивно понять, как мой отец, будучи одним субъектом, мог выступать в роли двух разных шахматистов, нам не должно быть трудно интуитивно понять, как один Вселенский субъект может быть одновременно и вами, и мной. Подобно тому, как мой отец занимал разные точки зрения в разные моменты времени, то есть чередуя черную и белую шахматные позиции, Вселенский субъект может делать это, предполагая разные перспективы в разных точках пространства. Ведь не стоит забывать, что пространство — это, по сути, то же самое, что и время.

Но все-таки этот переход от времени к пространству все еще кажется слишком абстрактным, недостаточно конкретным и интуитивно неудовлетворительным. По крайней мере, для меня. Нам нужно сделать нашу метафору еще более замысловатой.

Несколько лет назад мне пришлось пройти простую, короткую, но очень болезненную медицинскую процедуру. Врачи планировали дать мне сравнительно небольшую дозу общего наркоза, который должен был помочь мне отключиться примерно на 15 минут. Я решил, что это будет прекрасная возможность для эксперимента. «Я попытаюсь сосредоточить свое метасознание и бороться с действием препарата так долго, как только смогу, чтобы наблюдать субъективное воздействие наркоза», — подумал я. Когда-то в детстве я уже был под общим наркозом, но ничего не помнил об этом. Поэтому это был фантастический шанс изучить собственное сознание, будучи взрослым человеком, уже зрелым и осознанным.

И вот я лежу на операционном столе, весьма взволнованный своим маленьким экспериментом. Препарат ввели через капельницу, и я, как лазер, сфокусировал свое внимание на содержимом собственного сознания. Но секунды шли, а я ничего не замечал. «Странно, — подумал я, — кажется, ничего не происходит». Через несколько мгновений я решил спросить у врачей, нормально ли, что лекарству требуется так много времени, чтобы начать действовать. Они ответили:

— В принципе, мы уже все сделали. Просто подождите еще минутку, пока мы заканчиваем.

— ЧТО? — подумал я. Они уже все сделали? Как такое может быть? Ведь не прошло еще и минуты!

На самом деле прошло уже более 15 минут, и они уже выполнили всю процедуру. Я не ощутил ровным счетом ничего: не было абсолютно никакого разрыва или остановки потока сознания. Однако очевидно, что он все же был. Как это могло случиться? Что произошло с моим сознанием во время процедуры?

Препарат изменил мое восприятие времени очень специфическим и удивительным образом. Если представить субъективное время в виде нити, на которую последовательно нанизаны конкретные переживания или, вернее, воспоминания о них, то наркоз не только исказил или же устранил доступ к некоторым из этих воспоминаний, но и отрезал часть нити. А затем он связал два получившихся конца вместе, чтобы создать впечатление, что нить все еще цела и непрерывна. Я буду называть этот своеобразный диссоциативный феномен “когнитивным отрезанием и связыванием”. Память об определенных переживаниях в когнитивно ассоциированном ряду удаляется, а два получившихся конца безупречно связываются вместе. Так образом, субъект не замечает ничего пропавшего.

Теперь давайте рассмотрим это на примере шахматной партии моего отца. Представьте, что мы могли бы манипулировать восприятием времени моего отца следующим образом: мы бы вырезали каждый отрезок времени, когда мой отец играл белыми, и связали, то есть когнитивно ассоциировали эти отрезки вместе в цепочку в нужном порядке. То же самое мы сделали бы и с отрезками игры черными. В результате у моего отца возникло бы связное и непрерывное воспоминание о том, что он играл в шахматы только белыми, а также и другое воспоминание о том, что он играл в другую, хотя и причудливо идентичную шахматную партию, но только черными. В обоих случаях его противник представлялся бы ему кем-то другим. Если бы вы сказали моему отцу, что по другую сторону доски все это время находился он сам, он бы счел вас сумасшедшим. Ибо как мог другой игрок быть им самим, в то время как он был собой, играющим против своего противника?

Ответ на вопрос: как один Вселенский субъект может быть многими и как вы можете быть мной, читая эти слова, кроется в более глубинном понимании природы времени и пространства, включая осознание того, что с когнитивной точки зрения то, что относится к одному, в конечном итоге относится и к другому. Таким образом, если вы верите, что вы были самим собой в возрасте пяти лет, то в этом кроется важный смысл, а именно: в соответствии с той-же логикой вы должны верить, что вы можете быть и мной. Существует только Вселенский субъект — это и есть Вы. Когда вы разговариваете с другим человеком, этот другой человек — это просто вы в “параллельной временной шкале”, которую мы называем другой точкой в пространстве, разговаривающий сам с собой. Проблема просто в том, что из-за диссоциативного отрезания и связывания “вы оба” не помните, что каждый из вас — это и есть Я.

Любое иное субъективное положение в пространстве — это просто другая точка в многомерном измерении времени и, соответственно, наоборот. Действительно, такая взаимозаменяемость между пространством и временем является в физике полем для обширных спекуляций. Физик Ли Смолин, например, предположил, что пространство может быть сведено ко времени. Физик Джулиан Барбур, в свою очередь, предложил обратное: времени не существует, есть только пространство. Возможно, в определенном и вполне последовательном теоретическом смысле они оба правы.

Наиболее перспективным теоретическим исследованием в этой области, пожалуй, является проект профессора Бернарда Карра из Лондонского университета королевы Марии и члена Академического консультативного совета Фонда Essentia. Если его проекту будет дан шанс быть доведенным до конечного результата, возможно, физика предложит нам концептуально последовательный и математически формализованный способ наглядного представления о том, как единое сознание может выглядеть множеством сознаний.

Взгляд на личностную идентичность через призму, предложенную в данном эссе, возможно, убедит вас в том, что когда старый мудрец обращается к дерзкому юнцу и говорит: «Я — это ты завтра», такое утверждение может иметь больше смысловых пластов, чем кажется на первый взгляд.

Subhash MIND BEFORE MATTER scaled

Фонд Essentia доносит до своей аудитории в доступной, но строгой форме последние результаты в области науки и философии, которые указывают на ментальную природу реальности. Мы привержены строгому отбору материалов, публикуемых нами на академическом уровне.

Недавно опубликовано

|

Падение в феноменальное: как идеализм может сблизить историю Творения с глубокой научной истиной

Церковные колокола зазвонили, и я ощутил это до мозга костей.

Я вырос в религиозной семье. Мы посещали церковь два или три раза в неделю: спорт, молодежная группа и воскресная школа. Каждую пасхальную литургию в 10:30 звонили в церковные колокола в честь Воскресения Христова. Ладан наполнял неф, дьяконы пели во весь голос. А затем мы трижды обходили заполненную церковь, держа в руках кресты и иконы. Для 10-летнего меня это был сюрреалистический опыт. Мы не просто принимали религиозные истории, мы их воплощали. Это потому, что религиозные истории описывают то, что находится за пределами мира с точки зрения этого мира. Хорошие истории не просто слушают или читают. Их чувствуют.

Ученые тоже рассказывают истории. Они называют их теориями. Как и любая хорошая история, достоверная теория не просто описывает прошлое, но помогает нам понять настоящее и подготовиться к будущему. Самые основополагающие теории в науке используют математику — язык, который не столько изобрели, сколько открыли. В конце концов, математика будет оставаться истиной и после тепловой смерти Вселенной. Таким образом, научные теории – это религиозные истории, перевернутые вверх ногами, потому что они описывают мир в терминах, которые находятся за его пределами.

|

От загадок физики к структурной версии идеализма*

Физика предсказывает то, что мы должны увидеть в наших лабораторных экспериментах или в астрономических явлениях. Вопрос можно сформулировать так: а что я увижу дальше? Но разве физика не о чём-то совершенно другом? Разве физика не занимается вопросами иного рода, а именно — каково устройство мира?

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Чтение

Эссе

|

Связь через «коллективное бессознательное»*

Философы, лингвисты и психологи отмечают, что для осознания требуется язык – некая знаковая форма. Так, согласно Л.С. Выготскому, человек использует знак как орудие для управления своим поведением и своими мыслями. Для рационального мышления характерно использование понятий, дающих ясность осознания и порождающих тексты, вплоть до научных концепций.  Для менее осознанных реалий используются символические и поэтические образы, образы сновидений, порождающих мифологемы, поэтические и религиозные притчи, пророчества. Понятен интерес К. Юнга к образной и мифологической сфере, к исследованию снов. Рассмотрим, в контексте проблемы бессознательного, один из наиболее ярких снов Карла Юнга:

«Я находился в незнакомом двухэтажном доме. Это был «мой дом». Я пребывал на втором этаже, в гостиной, обставленной изящной старинной мебелью стиля рококо. На стенах висело несколько прекрасных старых картин. Подивившись убранству своего дома, я подумал: «вот это да!», но потом вдруг сообразил, что не знаю, как выглядит нижний этаж. Я спустился по лестнице и обнаружил, что на нижнем этаже собраны значительно более старые вещи; судя по всему, часть этого дома восходила к пятнадцатому или шестнадцатому веку. Обстановка была средневековая, полы были выложены красным кирпичом. Вокруг царила полутьма. Переходя из одной комнаты в другую, я думал: «Сейчас я обследую все помещения этого дома». Подойдя к тяжёлой двери, я открыл её и обнаружил каменную лестницу, ведущую вниз, в погреб. Спустившись по ней, я оказался в помещении с красивыми сводами, которые показались мне невероятно древними. Исследуя стены, я обнаружил среди обыкновенных каменных блоков несколько слоёв кирпича., а также кирпичные вкрапления в известковом растворе. Я сразу понял, что стены датируются римской эпохой. Мой интерес чрезвычайно возрос. Внимательно осмотрев пол, я нашёл кольцо. Стоило мне потянуть кольцо, как плита отошла, и моему взору открылась ещё одна узкая каменная лестница, которая вела куда-то далеко вниз. Я снова спустился и вошёл в низкую пещеру. Пол был покрыт густым слоем пыли, в которой валялись кости и глиняные черепки, напоминающие останки какой-то первобытной культуры. Я обнаружил два человеческих черепа, явно очень старые и наполовину распавшихся. После этого я проснулся» [64].

Удивительный сон. Не сон, а прямо краткое изложение в метафорической форме концепции бессознательного Карла Юнга. Обычно сны достаточно сумбурны, плохо структурированы, а тут прямо маленькое литературное произведение. Однако, может быть, гениальные люди, а таким бесспорно является Юнг, имеют более структурированное коллективное бессознательное и соответственно видят более четкие и логичные сны. И в этом их ключ к гениальности? Кстати, сон Юнга иллюстрирует один важный момент. Как видим, бессознательное и его глубины у Юнга имеют культурно-европейское содержание. Тут и старинная мебель в стиле рококо, и глубже римские сводчатые потолки римского домуса, и ещё глубже слои первобытной культуры с осколками древней керамики и двумя черепами. Наличие последних Зигмунд Фрейд проинтерпретировал как свидетельство неосознанной тяги Юнга к смерти. Юнг не был согласен с такой интерпретацией.

|

Сознательный реализм

Физикалистская концепция оказала огромное влияние на физику и науку в целом за последние несколько столетий. Согласно этой концепции, пространство-время, материя и, в конечном счете, сознание появились в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад и последующего процесса эволюции. Таким образом, пространство-время и всё его содержание являются фундаментальной реальностью. Поэтому мы, естественно, приходим к выводу, что, когда дело доходит до объяснения того, что же порождает наши сознательные переживания, именно деятельность мозга считается лежащей в основе этого явления. Безусловно, существуют неопровержимые корреляции между деятельностью мозга и сознательными переживаниями. Тем не менее мы не можем обоснованно исключить, что, корреляция не несёт в себе причинно-следственной связи. Каким именно образом деятельность мозга связана с сознательным опытом – остается загадкой и трудной проблемой сознания. И все наши научные теории, появившиеся за последние 20-30 лет, не могут объяснить ни одного сознательного опыта. Так, нет ни одного математически точного физикалистского объяснения, например, нашего восприятия вкуса шоколада. Когда дело доходит до объяснения феномена сознания, физикалистская концепция, похоже, не применима вообще. Возможно у нас нет ещё истинного ответа на психофизическую проблему, но наши лучшие научные теории говорят нам, что это не находится внутри пространства-времени. Само пространство-время – это лишь приблизительное понятие; оно не является основополагающим. Есть нечто более глубинное, и идея заключается в том, что каким-то образом, это предсуществующее сознание, или то, что мы можем назвать субъектами сознания, и является фундаментальным. Более того, оно каким-то образом порождает то, что мы воспринимаем как физический мир и физические объекты. Мы также знаем, что эволюция путем естественного отбора отдаёт предпочтение развитию тех сенсорных систем, которые способствуют поддержанию нашей жизни, а совсем не тех, позволяющих открыть нам какие-либо истины об объективной реальности. Другими словами, то, что эволюция нам дала, больше похоже на инструмент визуализации, своего рода графический пользовательский интерфейс, который направляет адаптивное поведение и скрывает правду, чтобы мы не были перегружены до состояния полного коллапса и могли нормально функционировать в этом мире. Как только мы научимся перестраивать этот интерфейс пространства-времени и физических объектов, у нас появится возможность открывать новые порталы в эту предсуществующую сферу субъектов сознания.

|

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма?

Идет ли западная мысль в сторону восточного идеализма? Чтение | Философия Проф. д-р Ричард Грего | 2023-08-18 Профессор Ричард Грего утверждает, что если проследить эволюционную траекторию западной научной и философской мысли со времен европейского Просвещения, то можно прийти к выводу, что она движется к онтологии, ориентированной исключительно на сознание и совпадающей с восточной философией. Это [...]

|

Позитивизм и неудавшаяся попытка похоронить метафизику

Справедливо будет сказать, что сегодня метафизика процветает. В философии сознания панпсихисты утверждают, что природа реальности не совсем такова, какой ее представляют себе физикалисты; в современной аналитической метафизике в моде дебаты о природе времени. Этого не было в первой половине двадцатого века, когда логический позитивизм предпринял одну из самых резких атак на саму идею о том, что природа реальности может быть познана только путем априорного размышления, сидя в так называемом философском кресле.

|

Как идеализм и Шопенгауэр спасли жизнь Толстого

Находясь в тисках нигилистической сущности материализма и дарвинизма конца XIX века, Лев Толстой подумывал о самоубийстве. Его спасло лишь то, что в идеалистической философии Шопенгауэра он нашел подтверждение своим собственным идеалистическим интуитивным представлениям. Идеализм в дальнейшем глубоко изменил жизнь и творчество Толстого, воссоединив его с простыми, но глубинными интуитивными ощущениями смысла, пронизывающими жизнь крестьян. В этом легко воспринимаемом эссе рассказывается об экзистенциальных трудностях известного во всем мире человека, который предвосхитил как нашу сегодняшнюю культурную этику, так и преобразующие возможности, предлагаемые современным идеализмом.

Просмотр

Видео

|

Сознание за гранью смерти: беседа с доктором Пимом ван Ломмелем

Кардиолог Пим ван Ломмель стал известен во всем мире после того, как в 2001 г. в авторитетном медицинском журнале «Ланцет» было опубликовано его новаторское исследование, посвященное околосмертным переживаниям (ОСП). Исследование было примечательно тем, что оно носило проспективный характер: условия были заданы и подготовлены до того, как у пациентов происходила остановка сердца. Результаты показали, что чисто физиологические объяснения ОСП неадекватны, и тем самым поставили серьезные вопросы о природе сознания и его связи с деятельностью мозга. В этом подробном интервью Наталья Воронцова из фонда Essentia обсуждает философские последствия этих результатов с доктором ван Ломмелем в его доме в Нидерландах. Русские субтитры можно включить в настройках видео в YouTube.

|

Как вы можете быть мной? Ответ: время!

Как вы можете быть мной? Ответ: время! Чтение | Философия Бернардо Каструп, д-р филос. наук, д-р комп. инж. | 2023-07-10 Тот факт, что вы верите, что вы были своим пятилетним Я является основанием для того, чтобы также верить и в то, что прямо сейчас вы можете быть кем-то другим, одновременно оставаясь при этом собой, — [...]

|

Спиноза был идеалистом

Спинозу ошибочно считают пантеистом, для которого Бог — это просто физический мир. Вместо этого внимательное прочтение его “Этики” показывает, что Спиноза был идеалистом, утверждает Майкл Ашер.

Давайте вместе строить будущее нашей культуры

Фонд Essentia зарегистрированная некоммерческая организация, которая старается сделать свой контент максимально доступным и без рекламы. Поэтому наша работа зависит от поддержки таких людей, как вы. Существует множество форм оказания поддержки.

Essentia Contribute scaled